В Москву привозят 42 работы XII–XVIII веков из Музеев Ватикана. Впервые в истории такое количество произведений постоянной экспозиции одновременно покидает Рим, и выставка в Третьяковке — действительно беспрецедентное событие. Но прежде чем туда отправиться, стоит узнать побольше хотя бы о самых важных экспонатах. 

Папы Римские —  персоны политически влиятельные, богатые и энциклопедически образованные —  ценили прекрасное и были важными заказчиками произведений искусства и коллекционерами. Тематика собранной ими с XII по XVIII век коллекции, разумеется, религиозная. Однако главным в ней становится общечеловеческое измерение, что подчеркивается названием выставки «Roma Aeterna», то есть «Вечный Рим» — центр искусства и религии, объединяющий разные стили и эпохи.

Тосканский мастер Mаргаритоне д’Ареццо писал условные, несколько «мультяшные» (искусствоведы усматривают здесь влияние коптских икон) образы Мадонн и святого Франциска, канонизированного в 1228 году и на момент творческой активности художника жутко популярного. Одежды Мадонн Д’Ареццо любил украшать эффектными орнаментами, но Франциск, оставшийся в истории как нищенствующий монах, это «икона аскетического стиля». Черная ряса, книга и стигматы — базовые элементы всех портретов святого руки д’Ареццо.

До нас дошло не так много произведений мастера раннего Возрождения Mелоццо да Форли. «Ангелы, играющие на музыкальных инструментах» — уцелевшие фрагменты росписи свода церкви Святых Апостолов. Фреска почти полностью была уничтожена в 1771 году во время реконструкции. Каждый ангел прекрасен, по-человечески индивидуален и светски изящен. Кроме того, работа да Форли — один из туристических символов Рима,так что ангелы крайне редко покидают родину.

Мастер умбрийской школы Перуджино известен как замечательный художник эпохи Возрождения, ставший учителем великого художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Панели с изображением святых Юстины и ее брата Плакиды были созданы для алтаря церкви Сан-Пьетро в Перудже в самый плодотворный для художника период. Изображения эти поэтичны и нежны, тонки по колориту, но сентиментальны — слишком уж кокетливо замученные сарацинами святые закатывают глаза.

Одна из самых совершенных картин представителя венецианской школы Джованни Беллини, автора, в чьем творчестве отразился переход от раннего к высокому Возрождению. Шаг вперед очевиден: глубокий колорит, более продвинутое прочтение перспективы и формы. Натурализм (картина выписана детально и тщательно) сочетается с глубоким символизмом: скорбящие Иосиф Аримафейский, Никодим и Мария Магдалина, изображенные с закрытыми глазами, и сами выглядят как неживые. Даже сегодня драматизм сцены не кажется наивным или преувеличенным.

Рафаэлем Москву в этом сезоне не удивишь. Два изображения добродетелей — часть алтаря семейства Бальони для церкви Сан-Франческо-аль-Прато — пусть и не главные его работы, но отлично дополнят впечатление от персональной выставки в ГМИИ им. Пушкина. Панели созданы художником на пороге творческого расцвета, уже после знакомства с Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Венецианец Паоло Веронезе, представляющий на выставке позднее Возрождение, к религиозным сюжетам относился вольно. Из «Тайной вечери» он сделал пышный и многолюдный пир, чем привлек внимание инквизиции. По Веронезе, видение святой Елены, после которого она отправилась в Иерусалим за христианскими реликвиями, это сладкий сон богатой и молодой красавицы. Надо сказать, что в действительности мать императора Константина I совершила путешествие на Святую землю, будучи женщиной хоть и бодрой, но пожилой.

Одно из самых значимых религиозных произведений Караваджо и прекрасный образец барокко: динамичная композиция и эффектная работа на контрасте света и тени. И чувства, и плоть у Караваджо одинаково убедительны и объемны. Несколько лет назад холст уже был в Москве на персоналке Караваджо, увидеть его здесь снова — большая удача.

Основатель классицизма и самый итальянский из французских художников Никола Пуссен жестокую сцену смерти святого Эразма (его внутренности кровожадные язычники намотали на лебедку) написал с отрешенной рациональностью. Жрец, пальцем указывая на золотое изваяние Геракла, демонстрирует мученику, кто здесь главный, но пухлые ангелы уже готовы встретить Эразма на небесах с лавровым венком. Мастерски написанное трехметровое полотно, созданное для собора Святого Петра, стало самой масштабной работой Пуссена.