«Вдоль Беломорско-Балтийского канала». Игорь Старков, Дарья Андреева
Фотографии, вошедшие в экспозицию, были сделаны Игорем Старковым во время двухнедельного путешествия вдоль Беломорско-Балтийского канала весной 2012 года.
Проект также включает в себя короткометражный фильм, снятый Дарьей Андреевой во время этой поездки. Кадры из кинокартины рассказывают историю Беломорканала, одного из самых трагических маршрутов нашего времени, но одновременно одного из мало исследованных. Посетители познакомятся с историей этого места, начиная от каменного века до наших дней: от петроглифов в Беломорске — до современных граффити на стенах заброшенных церквей, от безвременных пейзажей русского севера — до людей, для которых эти места родные.
Отрезок на карте, ничтожный по сравнению с масштабами страны и имеющий довольнокороткую историю, оказался той важной точкой, где сошлись истории советского и постсоветского государства. Беломорско-Балтийский канал, построенный практически голыми руками «бывшими врагами пролетариата» за рекордные двадцать месяцев, для кого-то сталмогилой. А для тех, кто поставил уголовных и политических заключенных на один объект,стал экспериментальной площадкой по созданию нового человеческого продукта.
Беломорско-Балтийский канал — это и путь к Соловецкому монастырю, и линия фронта во время Советско-Финской войны, и родина слова «зек», и картинка на пачке знаменитых папирос. А также — глухая провинция, если мы вдруг там окажемся сегодня.
Тем не менее, этот проект — не только история о некой географической точке. За две недели, наверное, сложно что-то понять или узнать, но совершенно точно можно увидеть. Отсюда — стремление к безоценочности и неангажированности теми или иными точками зрения и отсюда же — подчеркнутая нормальность того, что мы видим в кадре. Вместо того, чтобы в очередной раз шокировать экзотикой истории, географии или социальной действительности, авторы выстраивают изображения, в которых прослеживаются попыт-ки исследования и желания раскрыть контекст. Это не репортаж из сложного региона, а личная история путешественников, которые отправляются с камерой в чужую культуруна поиски красоты и точек соприкосновения.