Коста Хетагуров. Связь времен
Выставка произведений художника из собрания Художественного музея имени М.С. Туганова и мастеров современного изобразительного искусства.
Выдающийся осетинский поэт Коста Леванович Хетагуров (1859–1906 гг.) был первым профессиональным художником Осетии. Но сфера деятельности его гораздо шире. Коста был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, художником, успешно пробовал себя в исполнении эскизов и декораций к спектаклям. Его жизнь стала явлением, знаменующим коренной поворот в духовном развитии осетинского народа и оставившим в его культуре глубокий след.
Константин Леванович Хетагуров родился в горном ауле Нар Владикавказского округа Терской области 15 октября 1859 года. С 1871 по 1881 годы он учился в Ставропольской мужской классической гимназии, которая многие годы была центром просветительной и художественной жизни города. В гимназии овладел основами изобразительной грамоты. Его педагогом был воспитанник Петербургской Академии художеств Василий Иванович Смирнов, который помог раскрыться дарованию Коста. Наиболее удачные его работы Смирнов отправил в Москву на Всероссийскую выставку работ учащихся средних учебных заведений, где они получили хорошие отзывы. Именно по совету Смирнова в 1881 году Коста держал экзамены и был принят в Петербургскую Академию художеств. Учился он у профессора П.П. Чистякова. Благодаря Чистякову Коста Хетагуров вынес из стен Академии мировоззрение художника-реалиста.
В 1885 году из-за отсутствия средств на обучение он был вынужден уйти из Академии и вернуться во Владикавказ. В дальнейшем творчестве Коста верх берет все-таки литература. Оценивая значительный перевес литературы в наследии К. Хетагурова, нельзя забывать, что творчество для него было социальной функцией — оружием, средством борьбы.
Его творческий путь — в глубоких раздумьях о судьбах родного народа. Публицистические выступления Коста в местной и столичной периодике, поэтическое творчество, непримиримость в борьбе с власть имущими, защита народных интересов пугают царскую администрацию, которая преследует художника, высылает за пределы родного края.
В 1891 году Коста добивается отмены решения о закрытии Ольгинской женской школы, затем последовала административная высылка поэта, но это не сломило его духа. Одна за другой выходят статьи, поэтические шедевры; поэт сотрудничает с газетой «Северный Кавказ», публикует статьи в «Санкт-Петербургских ведомостях», в «Сыне Отечества».
Литературному творчеству Хетагурова во многом соответствует его живопись. Она служит зримым воплощением созданных им поэтических образов («На школьной скамье жизни» (1886−1890), «За водой»).
Полотна Коста порой созвучны мелодике его поэзии, а порой удивляют неожиданностями в расстановке эмоциональных и образно-смысловых акцентов.
Особую область произведений Хетагурова составляют работы на библейские сюжеты. Сюда входят и станковые произведения, и монументальные росписи, выполненные им для Алагирской церкви. Изучая иконографию религиозной живописи, Коста в своих работах приходил к самостоятельной интерпретации религиозных сюжетов, вкладывая в них большие человеческие мысли и чувства.
Простота изобразительных средств, точная передача портретного сходства и внутреннего содержания модели характерно для всей портретной живописи Коста. С большой теплотой выполнены портреты Тутти Тхостовой и Мисырби Гутиева, они строги по рисунку и благородно сдержанны по живописи. И совсем иначе решен портрет А. Цаликовой (1898 г.), занимавшей большое место в жизни и творчестве Коста.
Ключом к раскрытию характеров героев становится акцентированный, предельно сдержанный взгляд. Наибольшего успеха в этом смысле художник добивается в «Автопортрете». В нем нет ничего лишнего, отвлекающего, только лицо художника, запечатленное строго в фас. Из затемненного пространства круга прямо в упор на зрителя смотрят глаза художника, проницательные и полные грусти. Образ впечатляет большой внутренней силой и глубиной.
В пейзажах Коста привлекает одухотворенный лиризм, их отличительное качество — восторг перед дивными уголками родной природы.
Вклад Коста Хетагурова в искусство Осетии и России неоспоримо значителен. Живы в народе имя, слово и художественные образы Коста, его мысли, идеи и мечты. А для мастера, для творца это и есть подлинная жизнь, пожалуй, даже более реальная, чем та, что отпущена судьбой.
Вдохновленное им изобразительное искусство Осетии ХХ века и сегодняшнего времени по праву признается одним из интереснейших и полнокровных явлений современной художественной культуры России. Начиная с Коста Хетагурова и Махарбека Туганова десятки художников получили и продолжают получать профессиональное образование в стенах Академии художеств. Молодые художники нового времени продолжают и развивают начинания старших поколений мастеров, становятся творцами современного искусства Осетии, демонстрируя широкий спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства, сочетая национальную художественную традицию и опыт искусства нового времени. Зримым воплощением достижений разных поколений, объединенных и вдохновленных темой «Коста Хетагуров. Связь времен», является эта выставка.
На основе пресс-релиза
Отзывы о «Коста Хетагуров. Связь времен»
Читайте про другие
события
Фотографии к выставке «Коста Хетагуров. Связь времен»
Другие выставки / живопись
Кубок созвучий. По направлению к Розановой
Выставка, посвященная искусству авангардистки Ольги Розановой и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и у современных художниц.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.