В прокате с успехом идет гангстерский фильм Майкла Манна «Джонни Д.». Обожающий этот жанр обозреватель «ВД» посмотрел картину и был настолько впечатлен ее достоинствами, что позабыл про недостатки.
Полноценного кино о легендарных американских преступниках 30-х годов (а это целый самостоятельный жанр, типа мюзикла или романтической комедии) не снималось уже давно. Имеется в виду — со звездами и достойным бюджетом. Из сравнительно недавних картин можно назвать «Проклятый путь» с Томом Хэнксом и Дэниелом Крейгом. Но то был чисто эстетский эксперимент Сэма Мэндеса - достаточно сказать, что в сцене самой оголтелой перестрелки звучала грустная фортепианная музыка.
И, в общем, совсем не кажется странным, что первый гангстерский фильм «нулевых», сделанный по классическим лекалам «Крестного отца» и «Неприкасаемых», было доверено снять именно Майклу Манну. Поскольку сегодня в Голливуде за мужское кино с философией, стрельбой и комком в горле вместо слез отвечает именно он. Логично, что и актеры у него снимаются соответствующие. В «Схватке» Манн с гурманским удовольствием свел в кадре Аль Пачино и Роберта Де Ниро (съевших не одну собаку на образах мафиози). В «Полиции Майами: Отдел нравов» - Коллина Фаррелла и Джейми Фокса. В «Соучастнике» в шкуре отмороженного блондинистого киллера предстал Том Круз (не самый брутальный артист на свете в чутких руках режиссера заиграл новыми красками и, по оценкам критиков, предстал одним из самых опасных кинозлодеев всех времен).
Примерно тот же фокус Манн проворачивает и с Джонни Деппом. Назвать его однозначно мужественным сложно — а это обстоятельство мало вяжется с образами культовых гангстеров 30-х годов, какими мы привыкли их видеть в кино. Однако замысел Манна оказался тоньше. И прокатчики, кажется, сами не ведали о своей прозорливости, когда переименовали Public Enemies («Враги общества») в «Джонни Д.» - из кинотеатра ты выходишь убежденным, что артистичного, харизматичного, самоуверенного и бедового Диллинджера мог сыграть только Депп.
Вот Диллинджер-Депп узнает, что его собираются перевести в тюрьму в Небраске: «Минуточку, но мне совершенно нечего делать в Небраске». Вот он развлекает народными песнями взятого в заложники полицейского. Вот запросто и без маскировки заходит в полицию, в специальный отдел по поиску самого себя, и заводит светскую беседу с полицейскими. Вот завороженно смотрит в кинотеатре гангстерскую драму с Кларком Гейблом. Еще не подозревая, что через несколько минут разыграется драма, в которой все пули достанутся ему. Скажем, Ди Каприо вряд ли потянул бы эту горючую смесь обреченности, бравады, романтики и воровского понта. Только Депп.
Майкл Манн со всей осторожностью и любовью восстанавливает в кадре быт и антураж 30-х. Почти также красивы, как Джонни, здания, аутентичные автомобили, автоматы, мужские шляпы и легкомысленные женские платья эпохи джаза. При этом фильм ни разу не старомодный. Операторская работа являет собой бурю и натиск: гиперкрупные планы чередуются с псевдодокументальной съемкой, хореография перестрелок оставляет далеко позади боевые сцены в «Крестном отце».
Депп и Америка почти столетней давности настолько хороши, сойдясь вместе, что Манну можно списать недочеты. Например, сюжетные провалы и категорически отрицательный образ главного противника-копа (в «Схватке» Манн делил симпатии поровну) — а играет его, на секундочку, Кристиан Бейл. С другой стороны, когда подругу Джонни уволакивают полицейские, он провожает ее таким взглядом и с такой тоской (а-ля Штирлиц), что думаешь: ничего более художественного от фильма как будто и не надо.
Фильм «Джонни Д.» смотрите в кинотеатрах города.