Комедия про конец света по-английски — новый элегантный шедевр от создателей «Зомби по имени Шон» и «Типа крутых легавых».
Когда-то пятеро британских старшеклассников решили по-взрослому отметить выпускной «золотой милей»: за вечер выпить по пинте пива в каждом из двенадцати трактиров родного городка. В тот раз марш-бросок так и не удалось довести до конечного пункта, бара «Армагеддец»; сказалась малоопытность участников. Спустя десятилетия заводила компании, Гарри Кинг (), умудрившийся дотянуть до сорока все мальчиком по жизни, все юнцом с разбитым жизнерадостным лицом, обходит дозором офисы бывших приятелей с призывом довести дело до конца. Поскучневшие и подобрюзгшие герои поартачатся, но в итоге подпишутся (решающим аргументом окажется печальное известие, что у Гарри только что умерла мама; чистая, как позже выяснится, липа). Проект удастся и даже более чем: для друзей (и всех землян по совместительству) гулянка закончится Апокалипсисом.
Идеи носятся в воздухе; несколькими неделями ранее в прокат вышел «Конец света по-голливудски», где на жанровой территории резвяся и играя выступили комики из команды . За новым фильмом также стоит сплоченная знаковыми комедийными проектами команда. «Армагеддец» — заключительная часть неофициальной трилогии за авторством режиссера и актерского дуэта Саймона Пегга и (эти трое в свое время сошлись на площадке важного сериала «Долбанутые»). «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» строились на одном бесхитростном, но действенном приеме: берем пасторальную английскую глубинку и населяем тихий омут нечистью родом из американских блокбастеров. Зомби штурмуют не небоскребы Лос-Анджелеса, а приходскую церквушку; благообразные сельские леди и джентльмены оказываются участниками сплоченного бандитского клана.
В отличие от авторов сделанных на леденящем серьезе и поточным методом блокбастеров, создатели «Армагеддца» готовят по-своему, по-домашнему. Минуты до сороковой на грядущий катаклизм нет и намека, а есть неспешная трагикомедия о кризисе среднего возраста, в минуты веселия — почти «Ирония судьбы», в минуты грусти — чуть ли не «Белорусский вокзал». Мудрено ли, что первыми, в ком герои считывают роботов-пришельцев, оказываются нынешние бездуховные тинейджеры, наполненные холодной синей жижей вместо крови болванчики из не особенно крепкого фаянса. Сравнительно легко разделавшись с первой партией (в сценах потасовок Райт демонстрирует нешуточную хватку, при том, что на весь фильм, кажется, один трогательный спецэффект: оживший колченогий памятник) друзья понемногу начинают осознавать масштабы катастрофы. Однако решают продолжить поход (под единственно возможную «дорзовскую» Alabama Song за кадром), согласно заданному маршруту. Во-первых, чтобы враги не догадались, что парни в курсе. А во-вторых, менять свои планы из-за того, что мир вокруг оказался населен какими-то там роботами — это так не по-английски.
Юмор в картине тоже, соответственно, английский, выезжающий на абсурде и нюансах (настойчиво педалируется идея, что Бермудских треугольников два, и вместе они образуют Бермудский ромб, что многое меняет) — но от массового российского зрителя он, думается, не так далек. Если в голливудском «Армагеддоне» алкоголик (кстати, русский) мог поучаствовать в спасении мира лишь на вторых правах, то в «Армагеддце» всех нас спасает от нашествия инопланетян (цивилизованных, нудных и ратовавших, в общем-то, за благо) именно идейное и бескомпромиссное пьянство. Не беда, что ради спасения мира этот самый мир придется все-таки предварительно грохнуть.