История создания очередного байопика о Григории Распутине не менее замысловата, чем судьба главного героя фильма. При этом стоила ли игра свеч и оправдывает ли конечный результат количество потраченного времени и сил сказать сложно.
Материал отсняли еще несколько лет назад и при желании первоначальную версию фильма в виде сериала можно отыскать на торрентах. Там в качестве режиссера и создателя в титрах значится француженка Жозе Дайн – большая поклонница Жерара Депардье, которого она неоднократно снимала в своих картинах, например, в роли Жака де Моле́ или графа Монте-Кристо. Затем «Распутин» был передан в руки гуру монтажа . С его легкой подачи сократился метраж (незначительно), появился закадровый рассказчик, главный герой заговорил голосом . После чего картина стала фильмом закрытия ММКФ.
При этом сюжет после переработки не изменился. Григорий Распутин живет в глухой сибирской деревне и внезапно обнаруживает в себе дар целителя. Односельчане его восхваляют и боятся, а местные священнослужители делегируют нести истину в мир и помогать людям. Самому же Григорию помогает Мария Головина в исполнении очаровательной . После случайного знакомства приютив его у себя в Петербурге, светская дама распространяет слухи о его незаурядных способностях. Слухи расползаются настолько широко, что сама императрица приглашает Григория к себе в гости и не против, что он называет ее мамой. После судьбоносной встречи жизнь Распутина уже никогда не станет прежней: слава, деньги, успех и все сопутствующие разочарования и радости.
В дальнейшем события развиваются настолько стремительно, что понять причинно-следственные связи без предварительной подготовки или высокой степени эрудиции зрителю вряд ли удастся. Действо на экране как будто иллюстрирует биографическую справку Распутина, суховато-энциклопедическую и при этом довольно небрежную (с элементами краткого исторического курса о последних годах Романовых). Кажется, к примеру, что, что все события укладываются в одни сутки, так как никаких хронографических ориентиров авторы не подбрасывают. И только из скомканных бесед между героями мы понимаем, что вот уже пролетело два года, а вот и все десять. Такая особенность повествования неминуемо ведет к смысловым провалам в сюжете.
Отдельного внимания, конечно, заслуживает главный герой в исполнении Жерар Депардье. По признаниям актера в многочисленных интервью, он довольно много времени и сил потратил на исследование русской души и, не жалея себя, пытался прочувствовать, каково это — быть русским. Формально своей цели он достиг, так как официальным гражданином России он-таки стал. Но, к сожалению, разобраться во всех национальных тонкостях не успел (что немудрено и простительно). Его герой на экране лишен притягательности и очарования, которые за Распутиным, по отзывам даже недоброжелательных современников, водились, вместо импульсивности — истериия. Стоит отметить, что из всего актерского состава (задействован весь свет российского кинематографа от до и наиболее гармонично смотрится , который играет царя Николая II. За последние годы так же точно отразить на экране образ кроткого и чуткого русского интеллигента удалось, пожалуй, только в «Анне Карениной».
На выходе мы получаем довольно посредственную попытку переосмысления судьбы Григория Распутина, где за дорогостоящими декорациями и высокооплачиваемыми актерами прячется стандартная мыльная опера.