Третий фильм из серии «Самых лучших» наглядно доказывает, что Харламов и Гаспарян стали старше, серьезнее и... пугливее.

Создатели уверяют, что «Самый лучший фильм 3-ДЭ» отличается от своих предшественников четко прописанным связным сюжетом, а не бессмысленным набором пародийных скетчей. на сей раз предстает в образе режиссера-неудачника Макса Утесова, который работает на Виктора Палыча () — владельца крупнейшей в стране видеопиратской организации. Накануне проведения фестиваля «Самый лучший фильм России» Виктор Палыч подкупает чиновника Эдуарда Рыкова (Смирнитский), и тот соглашается предоставить пиратам 7 картин, снятых лучшими отечественными режиссерами. Пленки, существующие пока только в единственном экземпляре, поручают перевезти Утесову.


По пути Макс случайно уничтожает записи, и теперь, чтобы спасти свою жизнь, ему предстоит за несколько дней переснять шедевры большого кино. В этом ему помогают друг Саня (Винс), дядя Паша (), школьный учитель труда (Ефремов) и другие «профессионалы», готовые внести свою лепту в создание альтернативных версий российских блокбастеров.

Поклонники режиссера без труда угадывают в сюжете «Самого лучшего фильма 3-ДЭ» подозрительную схожесть с комедией знаменитого француза «Перемотка», в которой Джек Блэк и Мос Деф переснимали киноклассику ради пожилой посетительницы видеопроката. Несмотря на явное заимствование идеи, создатели «Самого лучшего фильма» Артак Гаспарян и Гарик Харламов (выступавшие в качестве продюсеров и сценаристов) уверяют, что их творение уникально. Во-первых, потому что это первая комедия в формате 3D, снятая в нашей стране. Во-вторых, это первый российский фильм, который сразу снимался в 3D с использованием современных стереоскопических камер, а не конвертировался в трехмерный формат уже после съемок. В-третьих, трудно припомнить другую такую комедию, в которой единственная героиня-женщина (украинская актриса-дебютантка Екатерина Кузнецова) так часто получала бы по голове разными тяжелыми предметами...

Таких натянутых достоинств Гаспарян и Харламов готовы придумать сколь угодно много, лишь бы зазвать в кинотеатры как можно больше зрителей. Для тех же целей служит привлечение в этот крайне сомнительный проект таких серьезных звезд как Александр Балуев, Валентин Смирнитский, Михаил Ефремов и Александр Семчев. Для многих остается загадкой, как заслуженные артисты СССР и России из раза в раз соглашаются сниматься в «Самых лучших фильмах». Возможно это происходит от того, что роли им достаются, слава богу, вполне достойные, а готовый материал они вряд ли в итоге отсматривают. Впрочем, Семчев открыто называет одну из причин: «Я не знаю, где так еще платят на данный момент».

Действительно: приличный бюджет, поддержка не последних продюсеров и актеров, штат талантливых авторов... Все работает на то, чтобы на экраны вышла качественная комедия на любой вкус. А в итоге получается скучная, затянутая и совершенно не смешная самодеятельность. Харламов и Гаспарян снова отмахиваются: «Чувство юмора — понятие сугубо субъективное, мы и не надеемся, что фильм понравится всем». Все это правда, но как так выходит, что один из самых ярких и талантливых экс-резидентов Comedy Club уже третий раз подкидывает уважаемым зрителям подобную халтуру?

Если пытаться проанализировать профессиональный «рост» кинематографистов, можно отметить печальную картину. В первом «Самом лучшем фильме» была свежая для нашей страны идея, забавные и порой даже смешные пародии и много-много шуток «на грани», от которых старшее поколение падало в обморок, а молодежь приходила в экстаз. Вторая часть хоть и пополнилась «камедиклабовцами», содержала в себе больше глупого и пошлого (в современном понимании этого слова) юмора, подкрепленного невнятностью сюжета. Третий фильм был создан с явным расчетом завоевать более широкую аудиторию. Шутки здесь намного осторожнее и, если можно так выразиться, универсальнее. Но такая предусмотрительность граничит с трусостью: боясь задеть за живое ведущих российских режиссеров, пародии на их «Тараса Бульбу», «Адмирала», «Черную молнию», «Утомленных солнцем 2» и другие получились безликими и начисто лишенными юмора. В итоге самым смешным творением здесь стала не пародия, а оригинальный исторический ужастик самого Макса Утесова «Тайна вождя», в котором Владимир Ильич Ленин предстает в совершенно неожиданном свете.

Предугадывая самые низкие за всю историю существования франшизы кассовые сборы, можно предположить, что в 2012 году российский зритель будет пощажен: скорее всего, «Самых лучших фильмов» больше не будет. Однако это не дает нам гарантий, что в будущем Харламов и Гаспарян не надумают снять очередное «уникальное» кино.