Обстоятельный киноотчет о процедуре отмены рабства в США.
В конце 1964-го 16-й президент США Авраам Линкольн переизбирается на второй срок. 31 января 1865-го мытьем и катанием вынуждает Конгресс проголосовать за 13 поправку в Конституции, уравнивающую в правах черных и белых жителей страны. 9 апреля завершает Гражданскую войну, вынудив южан подписать акт о капитуляции. Спустя пять дней отправляется в театр на спектакль «Мой американский кузен», где получает пулю в голову и к утру умирает.
От первого до последнего кадра новая картина прямо-таки напрашивается на «Оскары», да побольше, побольше (то же можно сказать и о предыдущей работе мастера, «Боевом коне») — и в итоге получает 12 номинаций. В открывающем эпизоде под грохот шрапнели чье-то кричащее лицо крупным планом вдавливают в болотную жижу, но любителям «Спасти рядового Райана» убедительная просьба не беспокоиться. В дальнейшем затяжные и исключительно словесные битвы происходят в зале Конгресса, Белом доме, темных чиновных кабинетиках и личных покоях главного героя. Иногда он отвлекается от политических дебатов на семью: старший сын рвется в действующую армию, жена, не забывшая, как четыре года назад умер другой их ребенок, на коленях и в истерике умоляет сына в армию не отпускать. Из картины «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» мы прекрасно знаем, что сына президента сгубила не хворь, а заговор вурдалаков. Но Спилберг бежит сомнительных теорий и жареных сплетен (и даже собственно убийство выносит далеко-далеко за кадр, хотя ну казалось бы). Самая горячая интрига, которую мы имеем — тот факт, что искусство закрывать глаза на коррупцию и подтасовки, оставаясь при этом в целом честным политиком, изобретено не сегодня.
Принятие революционной 13-й поправки в американской истории по увесистости сопоставимо с развенчанием культа личности Сталина. В США пафосный и не чересчур динамичный фильм о Линкольне собрал нестыдные $ 145 млн. У нас его кассовые перспективы сомнительны. Впрочем, было бы неверно утверждать что эта во всех отношениях чисто американская история вовсе не представляет интереса для международной публики, а внушительное количество номинаций — чистой воды политес. Главный, кто, как в «Месте встречи», удерживает вас у экранов, как бы не морила пораженческая сонливость, — сыгравший Линкольна . Гениальный артист и уж точно единственный в Голливуде человек, на котором высокий цилиндр не смотрится крашеным в черный цвет обрубком водосточной трубы, натурально сходит к нам ожившим раздумчивым бородачом с пятидолларовой купюры. Рыкает львом, взлетает орлом, щетинится ежом и, при необходимости, ползет ужом. Сыграй актер такого класса Хрущева в масштабном 150-минутном полотне о ХХ-м съезде КПСС кисти, скажем, , глядишь, и аудитория «Елок» ломанулась бы в мультиплексы. Идеализм, да, но идеализм, как показывает всем нам пример Авраама Линкольна, не стоит недооценивать.