Комедийный боевик про двух великовозрастных раздолбаев-полицейских, вынужденных притворяться школьниками в рамках антинаркотической операции.

Пухлого отличника Шмидта (), в школе трогательно косившего под , одноклассники, естественно, гнобили, тогда как атлет Дженк () был любимцем выпуска. Спустя десять лет оба, поступив на службу в полицию, снова возвращаются под своды альма матер. Принимая во внимание их моложавый вид и не осыпавшуюся с годами подростковую придурь, руководство внедряет героев в ряды школьников с целью вычислить производителей и продавцов модного наркотика ЕТМ («Едрить Твою Мать»). Впихнув себя за парты, мужчины замечают, что со времен их юности школьная иерархическая структура радикально поменялась. Теперь белой костью почитаются субтильные ботаники с «айпадами», тогда как брутальные физкультурники располагаются на нижней ступеньке, рядышком с робкими задротами, которым суждено ходить в аутсайдерах в любые эпохи. Шмидт оказывается в тесном кружке элиты, а Дженку приходится довольствоваться ролью нерукопожатного лузера. Времени на операцию — месяц, в перспективе маячит выпускной бал, Шмидт влюбляется в школьницу.

В Штатах «Мачо и ботан» вышел месяцем ранее и порвал бокс-офис, мигом отбив бюджет. Что не мудрено: в основу картины положен молодежный сериал, успешно шедший на стыке 80-х и 90-х и сделавший звездой исполнителя одной из заглавных ролей (появляется в фильме на пару минут и покидает кадр с простреленной шеей). Сериал совмещал развлекательные и педагогические функции, ненавязчиво бичуя молодежные популярные пороки вроде алкоголизма и наркомании.

С развлекательностью в полнометражной версии все хорошо (это игровой дебют режиссеров мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»). Не в последнюю очередь благодаря комику, продюсеру и соавтору сценария Джоне Хиллу, чье специальное чувство юмора, в равных долях замешанное на похабщине и пораженческой интеллигентской самоиронии, было отточено на проектах Джада Аппатоу («SuperПерцы», «Побег из Вегаса»). От собственно сериала авторы и герои позаимствовали только идею, с фирменным похохатыванием пародируя все прочее, от кино-штампов до религии (на подвиги агентов благословляет с церковного иконостаса «корейский Иисус»). Косящие под школьников мужики выглядят ничуть не более правдоподобно, чем и в пионерских галстуках, причем сами эту тему с удовольствием обыгрывают (комическая роль Дженка стала прорывной для атлетичного красавца Татума, которого обычно приглашают на площадку в декоративном качестве призового бычка).

По части мясистости экшн-сцен картина проигрывает аналогичному по духу «Ананасовому экспрессу» (тут смешливым и насмотренным авторам не хватает брутальности), да и с проповедью о безусловном вреде наркотиков дела обстоят не слишком убедительно. С учетом фильмографии Хилл в качестве блюстителя морали смотрится козлом, делегированным на охрану капустных грядок, и самая смешная сцена в «Мачо и ботане» — конечно, настигшая героев галлюцинация с участием физрука и его блуждающих бровей.