Номинированная на 10 «Оскаров» авантюрная комедия от автора «Бойца» и «Моего парня — психа» — два часа беспримесного удовольствия в хорошей компании.
Еще в отрочестве Ирвинг Розенфелд ( с жидкими прядями, художественно зачесанными на плешь) понял, что под лежачий камень вода не течет. Прилежный сын стекольщика, по вечерам пострел грохал булыжником витрины, и на следующий день у папы появлялись новые заказы. Возмужав, герой продолжает в том же духе. Призвание джентльмена- авантюриста становится еще более приятным, когда на почве совместной симпатии к джазу он знакомится с Сидни ( с декольте до пупка), уроженкой Нью-Мексико, которая, чисто из поисков жизненного разнообразия, любит представляться Эллен, породистой англичанкой со связями в банковских кругах Лондона. Вскоре эти двое, став счастливыми любовниками, уже бойко прокручивают кредитные махинации по схеме «вечером стулья, утром деньги». Один из клиентов оказывается агентом ФБР (завитый овечкой ), который убеждает мошенников, если они не хотят в тюрьму, поработать с ним. Для начала — поймать на коррупции мэра города Кэмден ( с начесом под ). В игру окажутся вовлечены влиятельные гангстеры и конгрессмены, ставки вырастут, маховик закрутится.
В свое время отметившись армейской комедией «Три короля», режиссер на некоторое время залег на творческое дно, чтобы вернуться в 2010-м и снять три хита подряд. «Боец» — байопик боксера-чемпиона, прекрасным цветком выросшего из маргинального сора американского реднек-семейства. «Мой парень – псих» (2012) — ромком про любовь двух трогательных социопатов. «Афера по-американски» — авантюрная комедия про мошенников, из тех, где в финале счастливые влюбленные под эстрадную песенку 1950-х укатывают в закат в кабриолете с открытым верхом и с чемоданом, набитым долларами. Общего у этих трех очень разных картин — скромное, но намертво цепляющее обаяние. Тот случай, когда эгоистически представляется, что фильм — та тихая камерная радость, которая нужна одному, но вдруг выходит, что всем. Количество номинаций на «Оскар» у лент режиссера растет по возрастающей. У «Аферы» их десять.
Как и положено по-настоящему абсурдным историям, кино основано на реальных событиях (пускай в жизни все сложилось печальнее), из серии «нарочно не придумаешь». Небезнадежен тот мир, где агент ФБР, живущий с еврейской мамой и шастающий по дому в бигудях, влюбляется в очаровательную преступницу. Где операция, в которую впиханы казенные миллионы, летит в тартарары в том числе из-за не к месту рассказанной излишне нравоучительной байки про особенности зимней рыбалки (фильм про игры ума, но и глупость здесь того же заоблачного полета, что в «После прочтения сжечь»). Где встречаются коррупционеры-идеалисты, как Деточкин, преступающие закон ради благого дела, а нравственный стержень не позволяет подставить человека, который просто так, от теплоты душевной, взял и подарил тебе чудо из чудес, микроволновку (на дворе 1978 год).
Агрегат долго не протянет: его взорвет к чертям, пытаясь разогреть ужин в стальном контейнере («Дорогая, запомни, никогда не суй в микроволновку железо») красавица-блондинка, море обаяния, алкоголичка и психопатка, в которой не на раз узнается , в паузах между яркими ролями отрабатывающая свое на галерах «Голодных игр». Как и в шедеврах , дополнительной магии фильму добавляет любовь, которую совершенно очевидно питают друг к другу режиссер и актеры. Он дает им, что играть, а они в благодарность отжигают как в последний раз и идут на жертвы. Так, располневшего для роли на 18 кг. Бейла (для «Бойца» он похудел на 14) на съемочной площадке натурально не узнал . У Де Ниро в «Афере» всего минут пять — но едва ли не лучшие за последние годы. Не мудрено, что любому из персонажей достается столько зрительского сопереживания, сколько и не снилось, скажем, герметичным мерзавцам из «Волка с Уолл-стрит» или «Льюина Дэвиса», проектов куда более амбициозных, но несколько бездушных.