Марис Лиепа – легенда Большого театра, великий артист балета, ставший солистом главного театра страны в 20 лет. Вместе с Майей Плисецкой, Марис рассказал всему миру о советском балете, навсегда вписав свое имя в историю танца. В этом году исполняется 30 лет после смерти великого артиста. В память о выдающемся мастере пройдет гала-концерт «Марис Лиепа. С любовью» с участием звезд мирового балета. Мы выбрали 5 мест в Москве, которые сыграли важную роль в жизни великого артиста.

Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Большая Дмитровка, 17

Летом 1956 г. Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Я был счастлив, я приближался к моей мечте – Большому театру. В конце концов, театр Станиславского, куда меня пригласили, находился почти на той же улице, что и Большой», - писал в своих воспоминаниях танцор.

В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение. Первой партией Мариса на новом месте стал Зигфрид в новаторской для того времени редакции В. Бурмейстера «Лебединого озера».

Марис проработал солистом балетной труппы в этом театре с 1956 по 1960. Основными партиями для него стали: Принц («Лебединое озеро»), Лионель («Жанна д’ Арк»), Конрад («Корсар»), Феб («Эсмеральда»).

Московское хореографическое училище

(сейчас Московская государственная академия хореографии)
Улица 2-я Фрунзенская, 5.

Движение к цели, которой стала роль принца Зигфрида в «Лебедином озере», Лиепа начал с Московского хореографического училища, где за два года учебы не пропустил ни одного урока. Путь в Большой театр был извилист: после училища Лиепа работал в родной Риге, а следующей ступенью в его карьере стал музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1953 году Лиепу заметил отдыхавший на Рижском взморье педагог Московского хореографического училища Николай Тарасов. Именно он пригласил Мариса стать учеником его мужского класса. Марис окончил училище с отличием. Выпускник мог рассчитывать на место в труппе столичного театра, но ему пришлось вернуться в Ригу по требованию Министерства культуры Латвии. 

В 1963 году Мариса был приглашен на должность преподавателя в Московское хореографическое училище, где он проработал до 1980 года. Он выпустил шесть учеников из взятого класса, а затем начал преподавать классический дуэт. «Уча других, я учился сам», — вспоминал артист позднее.

Интересно, что двое детей Мариса Лиепы, Андрис и Илзе, тоже учились в Московском хореографическом училище. Дочь артиста окончила училище в 1981 году (класс Н. В. Золотовой), а сын – в 1980-м (класс Прокофьева).

Большой театр

Театральная площадь, дом 1

В 1960 году Марис Лиепа стал частью труппы Большого театра. Это предложение ему поступило от балетмейстера Леонида Лавровского. В первые же годы работы Лиепа исполнил все ведущие партии современного и классического репертуара. Также он удостоился игры в одноактном балете «Ночной город», который был создан Лавровским специально для Мариса. А за легендарную роль Спартака в одноименном спектакле Леонида Якобсона танцор удостоился медали имени Станиславского, став единственным в истории артистом балета, получившим эту награду.

В 1965 году на сцене Большого театра Лиепа станцевал партию Ферхарда в «Легенде о любви» на музыку Арифа Меликова и исполнил долгожданную роль Зигфрида в новой редакции Юрия Григоровича, с приходом которого в карьере Мариса начался новый этап. Танцор блистал в роли Красса в балете «Спартак» в постановке Григоровича на музыку Арама Хачатуряна.

Чуть позже Григорович охладел к Марису Лиепе, перестал утверждать его на роли, отказал в репетиторской работе в стенах Большого и не пригласил на парижские гастроли со «Спартаком». В ответ Марис опубликовал критическую статью в газете «Правда» в адрес Григоровича, рассказав о его методах работы с труппой. Последующие два года Лиепа ни разу не вышел на сцену Большого театра, на сцене которого еще до охлаждения отношений в 1967 году он успел поставить реконструкцию балета «Видение Розы» в хореографии Михаила Фокина.

Лиепа вернулся на сцену Большого 28 марта 1982 года - он был назначен на роль Красса в «Спартаке» Григоровича. Участие Мариса вызвало ажиотаж публики: билеты несколько раз перепродавались, цены доходили до астрономических 100 рублей. Овации в зале не умолкали в течение получаса после окончания спектакля, а партия Красса в этой постановке стала главной работой в творчестве Лиепы.

Квартира в Брюсовом переулке

Брюсов переулок, 17

Здание по адресу Брюсов переулок, 17 построили в 1927 году по проекту известного архитектора Алексея Викторовича Щусева. Это был кооперативный дом для артистов Московского художественного театра.

Первоначально здание было пятиэтажным в стиле советского конструктивизма, который был востребован в 1920-х годах. Проектировались квартиры с учетом пожеланий именитых жильцов, а потому многие из них отличались достаточным комфортом. В некоторых были устроены каминные печи и даже бассейн, а потолки украшены лепниной.

В разные годы в доме жили известные драматические артисты, певцы и танцоры. В их числе Василий Качалов, Нина Литовцева, Иван Москвин, Василий Тихомиров, Марис Лиепа. Квартиру-мастерскую в доме занимал и сам архитектор Щусев. Выдающимся артистам, населявшим дом, посвящены памятные доски на фасаде. Благодаря известным жильцам, в первую очередь, советскому актеру и театральному режиссеру Ивану Москвину, дом получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

Улица Матросская тишина

На эту улицу Марис Лиепа переехал после расставания с женой, которая вместе с их двумя детьми Илзе и Андрисом осталась в доме в Брюсовом переулке. Сам танцор часто горько шутил, что его новая квартира находится «между тюрьмой и сумасшедшим домом».

«Продолжается хандра и дикая тишина, – писал в это время Лиепа. – Бесперспективность – это, наверно, самое страшное в жизни. Если ничего нет, и не ожидается, для чего жить? Вот и убиваю себя, чтобы не мог, не успел, чтобы все во мне омертвело». 26 марта 1989 года, незадолго до открытия своего Балетного театра в Москве, Марис Лиепа умер от инфаркта.