В начале апреля в YouTube появился клип на песню «На заре» группы «Альянс», который буквально взорвал интернет. За сутки видео, снятое в московском парке «Царицыно» аж в 1987 году, набрало почти полмиллиона просмотров.
Не так давно «Альянс» был в глубоком забвении и воспринимался как символ ушедшей эпохи и страны, а сегодня их перепевает Монеточка, цитирует Иван Ургант, и на днях группа выпустила новый альбом. Специально для «Вашего Досуга» Надежда Травина попыталась разобраться, в чем феномен песни «На заре», какова причина внезапного возрождения легендарного коллектива и почему нам сегодня так не хватает музыки 1980–90х.
Группа, опередившая время
На закате Советского Союза «Альянс» был одной из самых экспериментальных, модных, ни на кого не похожих групп, переживших поиски стиля и несколько составов. Образовавшись в 1981-м, музыканты годом позже прогремели на подпольном рок-фестивале в Долгопрудном, исполнив свои песни и каверы на Blondie, Police и Talking Heads. После выхода магнитоальбома «Я медленно учился жить» в стиле newwave, группа внезапно становится запрещенной (результат антироковой кампании) и распадается…чтобы эпично вернуться. «Второй период творчества» коллектива, если говорить фразами музыковедческого учебника, повернул в сторону ультрасовременного электронного звучания, которое охватило тогда Запад (Depeche Mode, Duran Duran, Tears For Fears и так далее): именно в таком виде «Альянс» помнят и сегодня.
Через несколько лет они начнут играть рок (уже в другом составе), а еще позже – ударятся в эстетику worldmusic, которую вместе с народным колоритом к ним привносят певица Инна Желанная и собиратель фольклора Сергей Старостин. Впрочем, ни альбом «Сделано в белом», ни, собственно, необычное сочетание рока и фолка так и не оценили: «Мы хотели воспитывать вкус. Нам казалось, что вместе с перестройкой, с открывшейся свободой, публика станет более взыскательной, — признавался в одном из интервью вокалист Игорь Журавлев. — Но мы не предполагали, что случится все ровно наоборот». В середине 90-х группа, которая не боялась эпатировать публику эксцентричным видом, создавать звук как «за бугром», которая раскачивала стадионы и стояла на одной сцене с Аллой Пугачевой и «Кино» — постепенно завершила свое существование, растворившись в наплыве попсы, коммерческих проектов, заполонивших эстраду. А свой главный хит «На заре» вокалист Игорь Журавлев, клавишники Олег Парастаев и Константин Гаврилов, басист Андрей Туманов и звукорежиссер Игорь Замараев (так называемый «золотой состав» группы) — записали в 1986-м всего за четыре часа. Кто бы мог подумать, что этой песне понадобится столько лет, чтобы подобно птице Феникс, вспыхнуть вновь
Песня последних романтиков уходящей эпохи
«Что за магия в этой музыке? Почему так выворачивает душу? Это что-то нереальное!» «Мне 22. И мне в сто раз приятнее слушать этот шедевр, чем всяких Фараонов и Элджеев», «Если песня заходит вот так даже спустя десятилетия, то это что-то большее, чем просто песня». Читая комментарии пользователей YouTube под нашумевшим клипом, невольно задумываешься. Отчего такая реакция на песню тридцатитрехлетней «выдержки»? В Советском Союзе ее первые пронзительные ноты знала прогрессивная молодежь, жаждущая перемен, и в этом смысле месседж «На заре», пусть и метафорически, перекликался с лозунгом Виктора Цоя и демонстрировал настроение времени. В России перезагрузка этой песни произошла в «нулевых» благодаря кавер-версиям известных исполнителей (группа «Бигуди» совместно с Евгением Гришковцом, участники шоу «Голос», Монеточка и т.д.). Если разобраться детально, то композиция звучит, с одной стороны, достаточно просто, с другой, в отличие от большинства советских шлягеров 1986 года – очень необычно, «по-западному». Грациозная басовая линия, пульсация драм-машины, типичная для половины «роботизированных» хитов того времени и неустанно восходящая «космическая» мелодия синтезатора, которая как и у Depeche Mode– основа всего: этот факт подчеркнут и даже доведен до абсурда в клипе, где крупный план берет руки Олега Парастаева, нажимающего клавиши на беспроводном инструменте Korg. Отстраненно-холодный вокал Игоря Журавлева, чей диапазон голоса простирается аж в две с половиной октавы (привет солисту А-ha), мгновенно запоминается, западает в душу и словно ведет за собой. Но особенно выделяется в песне и тридцать лет назад, и сейчас – это текст. «Лунный свет и майский дождь», «звездный час моей мечты» – такое могли придумать только последние романтики уходящей эпохи, четко ухватившие ее дух.
Музыка «потерянного поколения»
Внезапное появление группы «Альянс» много лет спустя именно сегодня – не счастливая случайность, а закономерность. Наверное, никто не будет оспаривать тот факт, что ностальгия по восьмидесятым и девяностым в нашей стране растет с каждым днем. В клубах проходят супердискотеки с набором от «На-На» до Ace of Base, Юрий Дудь снял фильмы про Сергея Супонева и Сергея Бодрова, по телеканалу «Культура» показывают передачи и классические концерты из цикла «XXвек»,в моду опять вошли джинсы-варенки и яркие цвета, дети собирают вкладыши от жвачкиLoveis– перечислять можно долго. Особенно ценна в этом флешмобе, конечно же, тамузыка, которую записывали на пластинку и пели в микрофон на проводе, рассказывая о любви и разочарованиях. Многие песни конца 80-х – начала 90-х впитали в себя экзистенцию «потерянного поколения» – мысли и мировосприятие тех, кто был опьянен резко наступившей свободой и вседозволенностью, но предчувствовал неминуемую катастрофу. И эксперименты со стилем, звуком, сценическим образом, странные тексты и откровенные клипы ни что иное как свидетельство растерянности и различного приспособления людей к новой реальности. Слушая трек «Дай огня» или похожие записи «Альянса», каждый, кто застал ту эпоху, как в омут, невольно ныряют в свое прошлое и погружаются в воспоминания. Тем удивительнее наблюдать, как музыка «потерянного поколения», создававшаяся между двумя войнами, невероятно воздействует на сегодняшнюю молодежь, которая, возможно, и не слышала о таком понятии.
Причин возрождения группы и новой популярности песни «На заре» несколько, и все они очевидны. На фоне засилья «Фараонов и Элджеев» и одновременно репертуара а-ля «Голубой огонек» «Альянс» (как бы это громко не звучало) словно призван спасти нас от этого и напомнить, что создавать хорошую качественную музыку, где есть идея, художественный образ, небанальная мелодия и аранжировка – никогда не поздно. Конечно, нельзя сказать, что творчество артистов в наши дни не имеет всего вышеперечисленного, но отрицать, что оно находится в неком кризисе, нельзя. Песни (в любом жанре) похожи друг на друга как близнецы, голос обработан модными эффектами, смысл текста практически отсутствует, поэтому неудивительно, что такой раритет как «На заре» воспринимается куда свежее, чем трек, записанный на шведской студии. «Альянс» естественным образом вписался в тенденцию последних пяти-шести лет, которую можно обозначить «новой волной» интереса к эпохе 80-х – 90-х, когда в популярной культуре к ней не просто обращаются, но и детально, «по крупицам» пытаются воссоздать. Пример подобного путешествия на машине времени – по-доброму стебное видео шоумена Александра Гудкова и актера «Гоголь-центра» Никиты Кукушкина, где песня Леонида Агутина звучит в типичной для тех лет аранжировке и даже в точно воспроизведенном контексте:
Курсом – на закат, сердцем – на рассвет
После того, как песня «На заре» взорвала интернет, ее автор и бывший участник «Альянса» Олег Парастаев объявил о выходе нового альбома под названием «Хочу летать!», в который вошли девять песен его же авторства (многие из них он же и поет). Конечно, здесь уже нет такого неповторимого «улетного» звучания клавиш, механическую драм-машину заменили ударные, а узнаваемый голос Игоря Журавлева не добирается до запредельных высот. И все же, каждая песня проникнута той мечтательностью и романтическим мироощущением, которая всегда сопровождала группу, какой бы ни был у нее состав или стиль. Лирическая поп-рок композиция «Без тебя» и примыкающая к ней баллада о любви «Забытые слова» с витиеватыми мелодиями гитары и красивыми гармониями; «медляки» «Я в сердце твоем» и «С тобой на краю», готовые поразить сердца всех влюбленных; «Иду один» и «Я здесь» – монологи вечного странника; «Хочу летать!» и «Меч», напоминающие старые добрые времена группы.
Альбом отчетливо пронизывает оттенок ностальгии и от этого никуда не деться: «Альянс» хоть и «пришельцы» из прошлого, но готовы надолго поселиться в настоящем, о чем и говорится между строк в финальной песне «Курсом». Наступает новая заря жизни этой группы, чьи голоса зовут и притягивают, как и тридцать лет назад, а музыка сеет разумное, доброе, вечное.