Вновь редакция «Вашего досуга» собирает самый показательный хит-парад России. Вместо непрозрачных голосований мы направились к студентам мехмата ведущего столичного ВУЗа, которые собрали статистику всех массовых стриминговых сервисов и музыкальных магазинов — Apple Music, Яндекс.Музыка, Vk и Youtube — и разработали специальный алгоритм, который позволил рассчитать, что именно Россия слушала в прошедшем сезоне. В хит-параде треков, которые россияне слушали летом, оказались пересечения с предыдущими хит-парадами песен зимы и весны. Мы вычеркнули их, чтобы наши читатели узнавали только о новинках.

Также мы снова пригласили экспертов, которые с позиции «высокого искусства» знакомятся с популярным. На этот раз экспертами стали драматург Михаил Дурненков и композитор Олег Крохалев. Михаил — автор и вдохновитель трех самых интересных театральных проектов этого сезона: «Правдивая и полная история Джека Потрошителя»,  «Как эстонские хиппи разрушили Советский союз» и фестиваля новой драматургии «Любимовка». Олег — молодой композитор, участник многих лабораторий, театральных проектов и международных фестивалей. Он написал музыку для одной из пьес «Любимовки», а 22 сентября в музее Космонавтики можно будет услышать его произведение в рамках концерта «Открытый космос».

Жаловались на пасмурное лето? Добро пожаловать в жаркое пекло ада!

10 место: Артур Пирожков — «Алкоголичка»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ: 
Это абсолютно точно юмористическая пара к великому треку Нагано ft. Скриптонит «Пьяница» (всем рекомендую!) Но только если там в основе эдакий расслабленный ростовский реггей, то тут блатная московская эстрада, неизбежная как подлива в советской столовой.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Отличное начало хит-парада. В Игре Престолов есть такая фраза: «То, что мертво, умереть не может». Мне кажется, она и здесь уместна. Аранжировка, текст (особенно рифма «личико-алкоголичка», которая в голове вертится больше от недоумения), скрипучий альфа-голос с монструозным автотюном — всё сделано по моделям какого-то быстро выхватываемого бессознательного. Что будет, если на улице кого-нибудь попросить придумать и напеть какую-то простую ритмичную песенку, собрать несколько таких вариантов и вывести что-то промежуточное? Боюсь, выйдет что-то вроде «Алкоголички».

9 место: Джаро & Ханза — «Джаро & Ханза»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Да что ж такое! Уже вторая песня на тему печальных преимуществ алкоголизма перед трезвым образом жизни. Но это абсолютно точно для поплясать — грустный дранк-вокал, запущенный с легкой руки уже упомянутого Скриптонита, танцевальные синкопы. И вполне, кстати, проедает дыры в мозгу: слышу как ребенок, которого задело песней, бегает где-то в недрах квартиры и выкрикивает: «Виски! Кола! Королева танц-пола!»

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Ух. В этой песне слуху не за что зацепиться, понравился только тихий щелчок пальцев на третьих долях. Вообще, недостаточно ленивой дикции, удвоения согласных на каждом слоге и бэков, повторяющих окончания фраз (любимый пример - PTAF - Boss Ass Bitch). А щелчок милый.

8 место: LOBODA — «Пуля-Дура»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Не, ну Лобода это конечно да. Какой-то экстракт из всей моей жизни. От Лаймы, прости Господи, Вайкуле до Вики Цыгановой. И щепоть чего-то такого… мучительно знакомого…  А. точно! Это же «Ain't nobody business» перестроечной певицы Ardis. А знаете, что я думаю? Тем, кто смешивает и разливает у себя в подвале Лободу, этим людям, которые занимаются лободоварением, им явно больше сорока, и несмотря на рэп революцию, которую они пытались устроить на второй минуте, эта песня абсолютно точно наследует всему объему отечественной мажористой эстрадной попсы. 

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Мне кажется, это тот случай, когда приятный тембр, профессионализм, качественная аранжировка, непредсказуемая немного для вообще подобных песен форма (когда песня неожиданно слегка меняет направление и этим вытаскивает тебя из кабины дальнобойщика) не могут вытащить на другой уровень три аккорда, которым в музыкальных школах учат в первую очередь, когда начинается тема «аккорды», и три ноты мелодической линии в куплетах. Есть уверенность, что всё было сделано не всерьёз (начиная с 1:50, особенно покашливание в начале второй минуты) и довольно самокритично, а это уже хорошо.

7 место: Тима Белорусских — «Найду тебя»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Понравилось использование слова Badoo. «Нашла на свою badoo», «лиха badoo начало». В текст занырнуть конечно невозможно, что-то там общее сообщается про любовь, но хотя бы не бесит.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Когда включил, подумал, что начинается песня «Let it go», там похожее вступление в ми миноре. А здесь красивый хроматический ход к пятой ступени в нижнем голосе. Вообще, мне кажется, хорошая песня получилась, но почему-то совершенно неэмоциональная, несмотря на смысл текста и большую волну к припеву. Интересно, какая могла бы быть рифма к Tinder.

6 место: AMCHI, TERNOVOY — «Прочь»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Жанр: мужики жалуются на женщин. И это уже не первый раз в этом плэйлисте. Наверное, так эпоха феминизма себя проявляет. Сюжет и манера исполнения одни и те же: женщина делает всё что ей хочется, а мужчина страдает, и нытным голосом тянет что-то тоскливое и бесконечное, как пьяный бессмысленный секс.
P.S. На автобусной остановке. 
P.​P.S. Рано утром. 
​P.P.P.S. В понедельник.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Рифма «головы-уходи» составляет большую конкуренцию поздравительным открыткам в интернете и рифмам в песне «Алкоголичка». Музыкальную часть комментировать сложно, мне до этого плей-листа казалось, что песни по одним и тем же моделям всё с большим трудом пробиваются в хит-парады.

5 место: RASA — «Пчеловод»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Ну это уже повеселее трек. Хозяйственный какой-то мужчина подробно сообщает о том, как хорошо у него все устроено, радуется урожаю мёда. Пчелы тоже с ним в гармонии, и хоть летают, как я понял из текста, преимущественно по ночам, никакого конфликта не наблюдается. Это радует. Рекомендую к распространению силами министерства сельского хозяйства. 

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Есть песня у группы Gorillaz, где в начале используется такой же ритм, что в песне номер 9, 8 и в этой. Она называется «Empire Ants» и очень мне нравится. А эта песня, наверное, пользуется большой популярностью в клубах. Также обратил в клипе внимание на небольшую цитату из отличной песни Кендрика Ламара «Humble». Прямо на фрагменте, где поётся «бжж бжж бжж, мы просто пчёлы».

4 место: Shawn Mendes, Camila Cabello — «Señorita»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Не, ну кто я такой, чтобы возражать против пятиста миллионов просмотров на youtube. Все неприличное в треке заменено на «oh-la-la-la», так сказать, заолялялено. Мне кажется, что хорошего в таких вещах — не оставляют похмелья, послушал и дальше пошел, без чувства вины и раскаяния.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Похоже, что авторы песни не ставили перед собой грандиозных задач по созданию чего-то вечного. Получилась лёгкая песня на одно лето.

3 место: RSAC — «NBA»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Я три раза прослушал трек. Я вижу, что он весь, как сахарная вата, намотан на фразу «Моя ставка не зашла на NBA», но что из этого следует, хоть убей не понимаю. Можно, конечно предположить сюжет, что это про семейную пару в ипотеке. Она тянет лямку официанткой, он болеет за «Крылья Советов» и тайком от жены делает ставки на спорт. И вот подходит очередной взнос за ипотеку, она приносит домой зарплату ровно в тот момент, когда он решает поставить всё на баскетбол, и… Дальше все грустно… Она бросает в него его шарфами болельщика и фанатскими футболками команды «Крылья Советов» с криками «эти крылья не мои…». Он с вещами стоит на подъездной площадке многоэтажного дома, с тоской смотрит на граффити, которое делал тут в 12, 13, 14 и 15 лет. Я рисовал тебя… ты рисовала меня… 
Например так.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
После всех прослушанных летних хитов приятно слышать песню, в которой над мелодической линией поработали не так топорно. Слушать её интереснее других, даже появляется небольшой флейтовый контрапункт (наконец-то!).  Всё тот же ленивый вокал, но своеобразный со съезжающими окончаниями слов. Было очень странное чувство неловкости на словах «я рисовал тебя». Кажется, от ощущения какой-то глупости. Тем не менее, автор песни все же сделал более-менее искреннюю вещь. В живом выступлении в «Вечернем Урганте» очень органично звучат живые ударные, жалко, что в студийной версии всё вычищено. 

2 место: Егор Крид — «Серцеедка»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Что называется, спасибо редакции, раскрыли мне глаза. Я не знал, что все настолько плохо. Если даже в поп-культуре мужчины побросали оружие и массово покидают поле боя, то что ж говорить про искусство более элитарное. Хочется спросить — а что, в эстраде один только Шнур держит гендерную оборону? Все остальные выродились? «Я так устал от твоих муток / Уже не спал около суток, ждал тебя назад из клубов / Да, я знаю, это было глупо / Но порою чувствовать легче, чем думать» — плачется слушательницам Егор Крид. И хотя чувствовать даже не порой, а всегда легче, чем думать, хочется призвать всех именно к последнему.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Я долго ждал, когда же появятся песни, которые продолжат традиции королевы русского «народного» R’n'B Бьянки. Мне кажется, что в этой песне припев более удачный, чем всё остальное. Попытка угодить всем сразу. Когда музыка рассчитана только на коммерческий успех, комментировать становится практически нечего.  Томми Кэш в своём клипе «Leave me alone» показывает, что вас ждёт в деревне на самом деле.

1 место: Элджей, Era Istrefi — «Sayonara детка»

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
А вот Элджей мстит сразу за всех поруганных в предыдущих треках мужчин, довольно грубо разорвав отношения с девушкой. Судя по всему, у них был курортный роман где-то в Турции, она пытается докричаться до него по английски. Он же жует Dirol, чувствует себя супергероем и в ответ советует девушке закинуться галопередолом. В принципе этого достаточно, чтобы я перестал быть на его стороне. Если мужчины в отношениях такие, то наверное мы заслужили всё это бесконечное нытье.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Помогите... Я не уверен, что исполнители этой песни смогли в итоге договориться. Песни на нескольких языках одновременно обычно редко срабатывают, знаю только один хороший пример у Регины Спектор. Здесь припев похож на всё сразу. Общее впечатление — неприятно. От текста, от резких свистящих согласных (waste my цime), от мелодики, тембров голосов.

ГРАН-ПРИ: HammAli & Navai — «Прятки»

Эту песню прослушали такое количество раз, что она лидировала с колоссальным отрывом, и нам вновь пришлось вынести ее в Гран-При. Примечательно, что никому из экспертов не пришло в голову, что возможно это около-рэп-баллада двух парней, признающихся друг другу в любви.

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
Если рассматривать весь этот хит-парад как некую метаисторию, то «Прятки» — это конец третьего акта, вывод из всей истории отношений мужчины и женщины. Эта история не принесла никому счастья (кроме пчеловодов), в основном страдали мужчины, но если дать им волю, то женщины будут страдать еще больше. И вот рецепт найден — «Я погибаю, умираю / Сильно скучаю. / Но, больше к тебе не вернусь. / Не ищи меня, я не вернусь. / Не люби меня, я не вернусь». Надо просто держаться друг от друга подальше! Вуаля! Мужчины предлагают вооруженный нейтралитет. Хочется узнать конечно, что думают по этому поводу женщины.

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Очень легко запутаться в подобных дуэтах, потому что интонационно они невероятно похожи. Снова ленивое произношение, которое звучит в варианте хриплого и полого тембра, а затем мутирует в необычную дикцию другого исполнителя. Наверное, после всех песен у меня поехала крыша, потому что я отчётливо представил, что эта песня могла бы стать мужской хип-хоп-рэп версией лирического дуэта Анжелики Варум и Эдиты Пьехи.

ОТ РЕДАКЦИИ: Netta — «Nana Banana»

Глупо было бы не воспользоваться служебным положением и не предложить нашим экспертам прокоментировать трек, который взволновал летом нашу редакцию. Однако после такого выбора ставить Тома Йорка — преступление. Поэтому на этот раз мы остановились на песне, которая отчего-то напомнила о прошедшем лете. Да, вот таком ... лете.

МИХАИЛ ДУРНЕНКОВ:
А вот и долгожданный ответ из женского мира: «я хочу делать то, что хочу, мне так комфортно в моем пузыре, если ты видишь, что я сплю, не буди меня». Ну что ж, здравствуй новый, удивительный мир! Очевидно, что отношения между мужчинами и женщинами ни к чему хорошему не ведут, приносят страдания, очевидно устарели и никого по хорошему не радуют. 
P.S. Кроме, конечно же пчеловодов. 

ОЛЕГ КРОХАЛЕВ:
Песня «Toy», спетая ей же на Евровидении, была оригинальнее. «Nana Banana» сделана честно и искренне, и поэтому не вызывает раздражения, как некоторые песни выше. Энергичная и мощная исполнительница. Было бы интересно услышать какой-нибудь мэшап со старой песней Manu Chao «Bongo Bong», они во многом похожи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: