В Большом зале Московской консерватории открылся V Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова. Прославленный бас и его команда — Фонд поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова, — уже несколько лет открывают новые яркие имена на отечественной сцене. Концерты и мастер-классы, индивидуальные занятия и образовательная программа фестиваля дают возможность вокалистам со всей России не только заявить о себе, но и выступить с уже известными артистами. В этом году география юбилейного фестиваля охватывает целых семь городов от Москвы до Владивостока, что, несомненно, расширяет поиск будущих звезд оперного искусства. Музыкальный критик Надежда Травина посетила открытие #Abdrazakovfest — гала-концерт под негласным девизом «Ильдар Абдразаков собирает друзей», — и делится впечатлениями от этого вокального праздника.

Гала-концерт, торжественно запускающий юбилейный фестиваль, к счастью, обошелся без длинных речей и поздравлений — сразу начали с Увертюры к опере «Свадьба Фигаро» Моцарта, которая всегда создает ощущение торжественности и приподнятое настроение. Увертюру, как и все концертные номера вечера, исполнил Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан под управлением Константина Чудовского — один из лучших коллективов страны, соотечественники Ильдара Абдразакова, музыкальный символ Уфы. Чувствовалось, что этот парад вокальных арий из русских и зарубежных опер оркестр играл с особенным удовольствием: музыканты органично дополняли вокалистов, создавая аккуратный, но вместе с тем полноценный симфонический аккомпанемент.

На открытии выступили исполнители, за плечами которых участие в крупных российских и международных конкурсах, гастроли и оперные дебюты. Так, выпускница одной из образовательных программ #Abrazakovfest Ульяна Бирюкова уже неоднократно выходила на сцену Большого театра: меццо-сопрано обладает красивым, почти контральтовым тембром, позволяющим исполнить «мальчуковые» партии Ромео и Леля, а также перевоплотиться в страстную Кармен. Бас Алексей Кулагин, только что вернувшийся с Зальцбургского фестиваля как артист Молодежной оперной программы, для гала-концерта в Консерватории выбрал Каватину Дона Сильвы из оперы «Эрнани» Верди и арию Каспара из оперы «Вольный стрелок» Вебера: благородный герой у него и по характеру, и вокально получился точнее, чем злой волшебник. Непростую задачу поставила для себя и артистка Молодежной оперной программы Большого театра Лилит Давтян. Певица исполнила две сложнейших оперных арии — Клеопатры из оперы «Юлий Цезарь в Египте» Генделя и Марфы из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, увы, не справившись ни с одной из них (подвело волнение или не хватило опыта?). А вот сопрано Ольга Привалова, солистка Международной Академии Музыки Елены Образцовой, заставила весь зал буквально замереть и вслушаться в оттенки ее голоса — настолько драматически сильно, убедительно и проникновенно она звучала в почти экспрессионистской балладе Недды и страстно-романтической арии Леоноры.

Настоящий мастер-класс, напутствие молодым вокалистам показал солист Мариинского театра, баритон Владислав Сулимский, который примет участие в концертах фестиваля этого года. Ария Риккардо из оперы «Пуритане» Беллини, куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Верди, ария Риголетто из одноименной оперы, баллада Томского из «Пиковой дамы» Чайковского — каждую вокальную миниатюру он доводил до совершенства и вокально, и образно, погружая в сюжетные перипетии, как будто на сцене разворачивалось целое действо.

Как же открытие фестиваля Ильдара Абдразакова без самого Ильдара Абдразакова? Любимец публики в этот вечер делился с ними прекрасным настроением, юмором и самими радостными эмоциями, которые он испытывал, стоя на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Арию Лепорелло со списком Абдразаков легким движением руки превратил в арию…с буклетом фестиваля: забавно было наблюдать, как артист жалуется невидимому Дон-Жуану, указывая на собственную фотографию. Знаменитое «О дайте, дайте мне свободу» — ария князя Игоря, — прозвучало с поистине княжеским благородством, а исполнение арии Мефистофеля из одноименной оперы Бойто и вовсе плавно перетекло в шуточный стендап. По замыслу композитора, в конце каждого куплета Мефистофель издает пронзительный свист: так вот, Абдразаков отнесся к этой ремарке с большим вниманием, пригласив посвистеть сначала публику, а затем дирижера (у Константина Чудовского сперва не получилось, но взяв предложенную ему свистульку, маэстро издал нужный звук). А завершился этот грандиозный парад голосов и оперных арий коллективным исполнением дуэта Дон-Жуана и Церлины «La ci darem la mano». И это неслучайно: кто, как не Ильдар Абдразаков и его команда, «дают ручку» помощи и поддержки молодым талантам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: