В концертном зале «Зарядье» прошел V Московский фестиваль «Зарядье». За шесть дней в Большом и Малом залах состоялись пять концертов Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева и один балетный вечер. Публика услышала целую россыпь симфонической и камерной музыки XIX-XX веков — сочинения Чайковского, Дебюсси, Брамса, Берлиоза, Шостаковича. Фестиваль открылся концертом памяти Юрия Темирканова, а завершился показом балетной триады на музыку Скарлатти, Вилы-Лобоса и Дебюсси. В один из дней оркестр представил монографическую программу, посвященную Прокофьеву — Шестую симфонию и три симфонических сюиты: «Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Шут». Надежда Травина рассказывает о концерте.

Музыка Прокофьева занимает в репертуаре оркестра Мариинского театра особое место — коллектив неоднократно исполняет его опусы на разных площадках мира, всякий раз поражая свежестью интерпретаций даже самых заигранных сочинений. В их числе, например, сюита из «Ромео и Джульетты», один номер из которой — знаменитый «Танец рыцарей» — слышал наверняка каждый. В «Зарядье» этот хит прозвучал не ожидаемо тяжеловесно, а стройно и легко: медные духовые как будто сдерживали свою мощь, уступая струнным. Трагический финал, рисующий стенания Ромео у гроба Джульетты, маэстро Гергиев превратил в подобие симфоний Малера, доводил звучание до неистового форте. Сюита «Шут», собранная из номеров прокофьевского балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», предстала причудливым калейдоскопом театральных пантомим и характерных образов. Симфоническому оркестру Мариинского театра удалось весьма точно воспроизвести марионеточно-шутовские танцевальные эпизоды, буквально пропитанные острой ритмикой, динамичным ритмом и терпкими гармониями: на сцене «Зарядья» как будто ожили герои прокофьевского балета. А сюита из «Золушки» получилась удивительно кинематографичной. Маэстро Гергиев наделял каждую часть цикла изобразительностью и реалистичностью, которые рождали события этой чудесной сказки буквально на глазах. Сцена боя курантов и побег Золушки с бала оркестр показал в хроникальной последовательности, сотрясая акустику зала неутомимым «тиканьем» часов и отчаянным движением скрипок.

Второе отделение вечера заняла Шестая симфония Прокофьева — монументальный трехчастный цикл, написанный в послевоенные годы. Это своего рода рефлексия-размышление о страшных годах, оставшихся позади и о том, что будет завтра, была исполнена оркестром Мариинского театра с лирическим порывом и сдержанностью одновременно. Маэстро Гергиев выбрал умеренный темп, позволяющий прочувствовать эпичность, сквозящую в каждой ноте — музыканты вели свои соло и диалоги в подчеркнуто драматическом ключе. От траурного шествия первой части, в которой сосредоточились, кажется, самые мрачные страницы творчества Прокофьева, подопечные Гергиев вели слушателя ко второй, откровенной балетной (музыковеды усматривают здесь родство с «Ромео и Джульеттой») и, наконец, показали богатырскую мощь в финале, взрыв гнева и скорби. По поводу финала композитор писал, что задумал «очень драматический конец — вопрос, брошенный в вечность». Вне всяких сомнений, на концерте в «Зарядье» он и случился: маэстро Гергиев поставил длинное многоточие, предложив каждому самому выбрать правильный ответ.