В галерее ISSMAG с 19 августа по 9 сентября проходит выставка «Beauty Bomb». Екатерина Чернова рассказала о месте, где царит творчество молодых художников, и о выставке, которая посвящена размышлениям эих художников о великой красоте. 

В мире современного искусство понятие «классики» утвердилось давно. Существует множество имен и произведений, которые сегодня считаются «хрестоматийными». Нередко их авторы — не молчаливые исторические персонажи, но деятельные современники. Они продолжают творить и изобретать, в то время как их имена уже вписаны в историю искусства. А как же те, кому еще предстоит проделать этот путь? Что творится сейчас, чего еще не записано в учебниках? Существуют ли в столице такие «места силы», в которых сконцентрированы поиски нового? 

Есть такие места. Одно из них — небольшая галерея ISSMAG, расположившаяся в одном из дворов в Малом Каретном переулке. Это то самое место, в котором молодые художники и кураторы приобретают возможность работать независимо от ценностей, диктуемых художественным рынком. Особенно ценно здесь то, что посетитель может обратиться с вопросом лично к хозяйке галереи — очаровательной, открытой и готовой рассказать о своем деле, о поиске молодых художников и о том, как стремительно меняется мир искусства. 

Несколько недель в галерее ISSMAG проходит выставка «Beauty Bomb», организованная в содействии с кураторской группой «Tzvetnik». Это четвертый проект из серии выставок, которую «Tzvetnik» открывает в ISSMAG. Один из важнейших постулатов, который группа транслирует за пределы узкого художественного сообщества, можно сформулировать так: «искусство доступно всем». Это не значит, что во главу эстетического измерения возводится исключительно чувственное восприятие. Смысл не сводится к этому. Но разобраться для себя в значениях любого произведения может каждый. Лаконичность выставки и самой галереи создают такую обстановку, в которой зрительского внимания и энтузиазма хватит на все работы. 

Итак, по порядку. Название выставки как бы говорит само за себя: сейчас будет нечто бомбическое, и это нечто — великая красота. Но все не так просто: здесь слышится собственный голос красоты, которая, вместо того чтобы исправно служить источником наслаждения, проявляет крайнюю нестабильность. Залогом подвижности здесь становится вызов с диаметрально противоположной стороны — тревоги, страха, отвращения и прочих малоприятных ощущений. Именно благодаря последним прекрасное может быть очерчено, определено. Красота, главная героиня выставки, обнаруживается в своих пограничных и даже противоположных формах. Небольшая экспозиция «Beauty Bomb» предлагает проследить, насколько по-разному красота может быть проявлена в искусстве, если отменить все правила, избавить ее от ограничений. Такой месседж припрятан в слогане «Красота без правил». 

Обратимся к примерам. В небольшом пространстве галереи симметрично установлены два декоративных блюда производства Императорского фарфорового завода. Поверх оригинальных изображений нанесены полуабстрактные композиции, выполненные стразами Swarowski. Для того, чтобы приоткрыть смысловые сплетения этой работы, достаточно иметь при себе два ключа. Во-первых, художник Егор Giwe разрабатывает здесь пресловутую тему границы между элитарным искусством и китчем (полуабстрактная форма отсылает к истории формирования этой границы в начале 1950-х). Во-вторых, Егор Giwe проносит в эту камерную работу «привет» от стрит-арта с его устойчивой проблемой искажения исторического оригинала: в формах, выложенных стразами, можно обнаружить две пары глаз, как бы следящих за зрителем — те же пары глаз следят за прохожими в переулках и на проспектах города. Художник давно использует этот образ тотального наблюдения как метку собственного почерка в стрит-арте. Имея при себе эти два ключа, уже можно поразмыслить о значениях переработки изначального произведения, эдакого символа элитарного потребления, о многогранности открытого смысла этой работы.

Второй пример — работа художницы Ольги Крикун. «Remembering The Old World. Taiwan Memories II» представляет собой небольшую аппликацию на белом листе, вырезанная «по детски» форма ладони дополнена исписанными клочками бумаги, формами полумесяца и солнца и маленьким красным бантом, организованным наподобие драгоценных украшений. Я бы условно разделила эту работу на два уровня, крепко связанных друг с другом. Первый — чувственный, вызывающий искры ассоциаций как старые ненужные вещи, которые иногда оказываются ценными. Второй — смысловой, основанный на наслоении и дробности. Художница использует коллаж не только как инструмент создания образа воспоминания, но как образ памяти как таковой, памяти, в которой фрагменты и яркие всполохи со временем затмевают последовательность событий. Если в первом случае красота со всеми ее спорными качествами уверенно выносила себя на публику, то здесь она, ускользая, чуть успевает оставить легкий след в поле зрительского внимания.

Остальных не менее интересных героев выставки «Beauty Bomb» можно увидеть до 9 сентября. На выставке произведение нового искусства ждет своего любознательного зрителя. Галерея ISSMAG, в свою очередь, располагает к наиболее ясному и спокойному восприятию самых неожиданых градаций прекрасного. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: