В Москву привезут 11 работ Караваджо – гения и бунтаря, легендарного художника барокко, оказавшего колоссальное влияние на все дальнейшее развитие искусства. 10 увлекательных фактов о Караваджо – в обзоре «Вашего досуга».

1.

Он пользовался колоссальной популярностью и считался главным художником своего времени. За один эскиз Караваджо платили больше, чем за крупную картину с несколькими фигурами в полный рост кисти любого из его коллег. Однако эстеты кривили нос: ах, он вульгарен, пишет не благородных аристократов, а простое мужичье, и даже фрукты на его натюрмортах – пожухлые и поражены грибком! Но именно в этом заключалось его сила, его энергия: Караваджо не боялся сцен насилия и крови, святых рисовал с немытыми ногами и бородавками, а для Марии Магдалины ему позировала настоящая проститутка.

2.

Его главное новаторство – использование светотени. Раньше персонажи на картинах были залиты ровным светом, как от прожекторов на сцене. Теперь же они выступали из драматической полутьмы. Появился накал страстей. Это тоже было вульгарно, но очень эффектно. Все стали ему подражать – так появился «караваджизм», основная стилистическая манера эпохи барокко.

3.

В 2005 году в Эрмитаже по знаменитой картине «Лютнист» была представлена ароматическая сюита. Одна итальянская парфюмерная компания создала 10 запахов – девять отдельных, каждого из цветов или фруктов, изображенных на картине, и десятый – объединяющий их вместе. Его назвали «Ароматом Караваджо».

4.

Убил ли в юности Караваджо человека – до сих пор не доказано. Он клялся, что всего лишь участвовал в уличной драке, а смертельный удар нанес кто-то другой. Зато несколько лет спустя – и это достоверно известно – он ввязался в ссору во время игры в мяч и убил противника на дуэли. Потом убил кого-то еще, ранил полицейского... Караваджо постоянно скитался по Италии. Стоило ему обжиться в каком-нибудь городе, как вспыхивала новая кабацкая ссора – и художнику приходилось скрываться. Основную часть сведений о жизни Караваджо в Риме, например, исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных трупа.

5.

За Караваджо охотились наемные убийцы, подосланные кем-то могущественным, кому он нахамил. В результате одного из нападений его лицо было изуродовано. Чтобы вызвать жалость в сердце рассердившегося покровителя, Караваджо написал картину «Саломея с головой Иоанна Крестителя», изобразив отрубленную голову на блюде как свою собственную. Другой его известный автопортрет – в образе «Больного Вакха», явно страдающего от похмелья. Вместо того чтобы ставить свой автограф в правом нижнем углу картины, как делают все художники, Караваджо развлекался. Так, на полотне «Казнь Иоанна Крестителя» он подписался прямо в центре, под лужей крови, которая натекла из отрубленной головы святого, – причем нацарапал свое имя красным.

6.

Он никогда не был женат и детей не оставил. Интересно, что обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – полно. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств. 

7.

Одно из беспорядочных метаний (кстати, подозревают, что Караваджо страдал и от паранойи) завело художника на Мальту, которой тогда владел орден рыцарей-иоанитов. Караваджо написал красивый портрет магистра ордена в доспехах, за что получил деньги, а также столь необходимую ему «крышу» – его приняли в члены ордена. Однако обет целомудрия и воздержания не помог: художник опять напился и открыл кем-то дверь, сорвав ее с петель. Собратья-крестоносцы с трудом скрутили кутилу и заключили в крепость. Караваджо сумел хитростью сбежать и оттуда, но остров ему пришлось покинуть. Он жил на съемных квартирах. Однажды, поссорившись с квартирной хозяйкой (наверное, она попросила плату за прошедший месяц, вот глупая женщина), закидал ее окна камнями и спел под ними непристойные песни. А официанта в кафе избил за неправильно приготовленные овощи. Все это тоже известно из протоколов.

8.

Сегодня цена на картины Карваджо, если бы они вдруг оказались на аукционах, была бы близка к отметке в сто миллионов долларов. Когда в прошлом году в Риме проходила его юбилейная выставка, в последние недели часы ее работы продлили до ночи – столь велико было количество посетителей.

9.

Чтобы найти картину «Поцелуй Иуды», которую воры украли из Одесского музея, полиция внедрила в круги европейского криминала своего человека, притворившегося подпольным коллекционером. Он и «раскрутил» воров в Берлине на продажу краденого полотна. Их арестовали, а картину на официальной церемонии в 2010 году передали Януковичу. Зато «Рождество», которое сицилийские мафиози похитили из церкви в Палермо 40 лет назад, до сих пор входит в список ФБР «Главные преступления в мире искусства». Говорят, картину спрятали в сарае, где ее съели мыши и исклевали курицы, и она никогда не будет найдена.

10.

От чего Караваджо умер, не дожив до сорока – до сих пор не ясно. Может быть, его нагнали, наконец, наемные убийцы, может быть, он слег от лихорадки. Похоронили художника в групповой могиле на двести человек, а когда стали искать его останки, выбрали тот скелет, в костях которого было больше всего свинца, – в то время многие краски содержали этот элемент. Так возникла еще одна версия о причине смерти Караваджо – профессиональное отравление.