В Кремль привезли реликвии Мальтийского рыцарского ордена. Что мы знаем о нем? «Ваш Досуг» вспомнил несколько фактов его незаурядной истории.
Ровесники Мономаха
Мальтийский орден, а точнее, «орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского», был основан в Иерусалиме в 1099 году, во времена Первого крестового похода. На Руси тогда правил Владимир Мономах, во Франции — внук Анны Ярославны король Филипп I. А в Иерусалиме — Готфрид Бульонский, прапрадед королевы Сивиллы, той самой, которую играла в «Царстве Небесном» с . Нынешний глава Ордена — 79-й по счету. Причем покрой церемониальных облачений и костюмов госпитальеров, что покажут на выставке, не меняется уже многие столетия.
Благие намерения
Долгие века рыцари-госпитальеры считались людьми благородными и добродетельными. Изначально задачей Ордена была безвозмездная забота о больных пилигримах в Святой земле. А Орден тамплиеров, который был основан на 20 лет позже с той же целью защиты паломников, наоборот, пользовался дурной славой. В XIV веке рыцарей-храмовников («тампль» — храм) заклеймили как ростовщиков и сатанистов и подвергли гонениям и казням. Эта история описана у Мориса Дрюона в «Проклятых королях». Кстати, по этим романам в 2005-м был снят телесериал с и .
Долгие скитания
«Мальтийским» Орден стал в XVI веке, когда «перебазировался» на Мальту. До этого он сменил несколько штаб-квартир. Когда в 1187 году султан Саладин взял Иерусалим, рыцари эвакуировались в Триполи. В 1291-м Ордену пришлось бежать на Кипр, а через 10 лет выбор госпитальеров пал на Родос, который в то время был занят византийцами. Госпитальеры взяли остров штурмом и на 200 лет стали Родосским орденом. Все это время они с успехом отбивались от пиратов. Но когда турки заняли Константинополь в 1453 году, над ними нависла реальная угроза. Тем не менее рыцари продержались еще 70 лет — спасибо крепким стенам и башням, которые и сейчас восхищают туристов, приезжающих на Родос. Полгода яростной осады потребовалось турецкому султану Сулейману Великолепному, чтобы взять крепость. Оставшимся в живых рыцарям разрешили отступить на Сицилию, где семь лет они прожили беженцами, пока император Карл V не подарил им другой остров — Мальту.
Приют гордецов
Рыцари осели на Мальте почти на 270 лет. Теперь их миссией стала охрана европейских берегов от африканских корсаров. Охраняя христианские суда, не гнушались нападать на мусульманские. На остров стека- лись отчаянные головорезы — «с Мальты выдачи нет».
Одним из них, что любопытно, был великий художник Караваджо, бежавший сюда в 1607 году от итальянских властей, которые преследовали его за пару убийств и хулиганство, и принявший рыцарский обет. Как-то в кабаке он хлебнул лишку и подрался с собратом-рыцарем, за что был арестован. Впрочем, художнику удалось сбежать из тюрьмы, а потом и с острова. Он вернулся в Италию, где вскоре был убит. На память Мальте осталась пара портретов госпитальеров, написанных Караваджо. Один из них обещают привезти в Кремль.
Русский след
Господству рыцарей на Мальте положил конец Наполеон. В 1798 году, во время Египетского похода, он попросил госпитальеров пустить его корабли в порт. Однако сам обратил пушки против хозяев. Мальта была завоевана, рыцари изгнаны. Следующий приют они нашли в России, под крылом императора Павла I. Тот бредил европейским рыцарством и даже свой Михайловский замок спроектировал по образцу средневековых крепостей.
Павел с восторгом принял сан великого магистра, хотя не являлся католиком, да вдобавок был женат. Но мальтийцы остались довольны — император выделил Ордену ощутимые суммы. Мальтийский крест стали внедрять в государственную атрибутику: изображение мальтийской короны даже добавили в российский герб, рядом с «шапкой казанской» и «шапкой астраханской». Но с убийством Павла все закончилось. Корона с мальтийским крестом на макушке теперь хранится в Оружейной палате. Ее тоже покажут на выставке наряду со множеством других российско-мальтийских реликвий, которые привезут из Петербурга, Царского Села, Петергофа и Павловска.
Новое дыхание
После окончания русского периода и наполеоновских войн Орден избрал нового главу и с 1834 года обосновался в Риме, на Авентинском холме. Но былое величие он к тому времени растерял: до 1879-го папа римский даже не давал ему права избирать великих магистров. В конце XIX века первое ремесло госпитальеров, медицина, опять оказалось востребовано. В 1876 году Орден вновь вступает на Святую землю и устраивает больницу в Тантуре. В Первую и Вторую мировые войны разворачивает в Европе сеть полевых госпиталей. А сегодня занимается гуманитарной и медицинской деятельностью — по большей части в католических странах.
На излете XX века правительство Мальты отдало Ордену в долгосрочную аренду форт Святого Ангела. На его реставрацию Евросоюз выделил почти 14 миллионов евро, и через несколько лет туда будут водить туристов. А пока к нашим услугам выставка. Кроме экспонатов, прибывших с Мальты, покажут вещи из итальянских и французских музеев, в том числе из Палаццо Питти и Лувра: архивные документы, родословные древа рыцарей и другие реликвии, иллюстрирующие девятивековую историю Ордена.
C 5 июля по 9 сентября
Патриаршие палаты