Это уже третье и по своему обыкновению провокативное обращение режиссера к музыкальной драме, расколовшее публику на тех, кто остался в восторге, а кто был категорически против. Партнерами Богомолова также в третий раз выступили художник-постановщик Лариса Ломакина и дирижер Филипп Чижевский, а также его излюбленные титры, которые и транслировали суть режиссерской идеи. Надежда Травина побывала на одном из показов и рассказывает, почему на этот раз метод Богомолова в оперном жанре сработал.

Когда на входе в зал капельдинеры тебе выдают листок с фотороботом особо опасного преступника, ты уже не удивляешься, ведь именно он — и есть Летучий Голландец. Первые показы спектакля Константина Богомолова прошли уже в апреле этого года в Перми, и только ленивый не написал о дерзкой трансформации вагнеровского романтического героя в хладнокровного маньяка, убивающего женщин за измены. Тогда богомоловская фантазия в целом не вызвала какого-то ажиотажа или массового возмущения, как с оперой «Кармен» в той же Перми, где роковая цыганка бросала в лицо Хосе гигиенический тампон. В «Летучем голландце» все как будто бы скромнее и даже парадоксальным образом ближе к народной легенде о моряке-скитальце. 1993, Соликамск. Из лагеря для заключенных «Белый лебедь» сбегает преступник, который приговорен к пожизненному аресту. В это же время недалеко от деревни Бураново терпит крушение самолет с артистами Московской оперетты (такое же легкое, как и их жанр — издеваясь, сообщает титр). Маньяк ворует одежду с места катастрофы, переодевается во фрак и начинает выдавать себя за Мистера Икс из одноименной оперетты Кальмана — как перед моряком Дональдом (Даландом), так и перед его дочерью, деревенской провинциалкой Сентой. Одержимая и, очевидно, тронувшаяся умом, она беззаветно влюбляется в маньяка, посмотрев о нем передачу по НТВ. Любительнице психологии, ей интересно понять, почему он так поступает с женщинами, и она, конечно же, та самая, кто сможет его остановить. И неважно, что у Сенты есть жених-бард-метеоролог Георгий (в оригинале — Эрик), который ей поет баллады Юрия Визбора, а потом становится ее мужем.

Референсы Богомолова сразу ясны — он одновременно цитирует самого себя, свой сериал «Хороший человек» (про маньяка, который мстит женщинам за неверность), и свою супругу Ксению Собчак, ее нашумевшее интервью со скопинским маньяком на YouTube. Преступник, подобно вагнеровскому Голландцу, не может найти себе покоя, он в каждой женщине видит предательство, хотя будто бы раскаялся и хочет спокойной жизни («устал я греться у чужого огня, но где же сердце, что полюбит меня»). Исследуя этот романтический пафос, Богомолов как будто перестает иронизировать и откровенно хихикать — когда поет Маньяк-Голландец, в титрах не цитируется песня «Фаина» группы «На-на» и не появляются едкие комментарии (и в московском показе, кстати, режиссер даже снял песню «Летучий голландец» Алены Апиной, которая завершала спектакли в Перми). Как и в опере Вагнера, у Богомолова Сенту никто не понимает — ну как можно было влюбиться в маньяка (призрака)? Ее мотивы и поступки, что в Бураново, что в Шотландии, неожиданно созвучны друг другу, а венцом этих историй становится тот самый Liebestod, любовь в смерти, когда оригинальная Сента бросается в пучину моря, а бурановская — перерезает горло, наказав себя саму за измену. Что касается характерного богомоловского стеба, то он считывался, скорее, в работе видеохудожника (Алан Мандельштам). В рассказе Дональда Голландцу о том, как прекрасно готовит и разогревает его дочь Сента, на экране появляется фрагмент из диснеевского мультфильма «Белоснежка», в дуэте Маньяка и Сенты — «гифки» Мистера Икс и героини Марины Ладыниной из фильма «Свинарка и пастух», при упоминании о том, что Сента готовится к свадьбе, зрители видят модель, которая медленно красит губы красной помадой.

Художник-постановщик Лариса Ломакина поместила героев вагнеровской оперы в антураж коми-пермяцкой деревни: на заднике сцены располагались незамысловатые макеты деревянных изб, а сами участники действия были облачены в подчеркнуто русские наряды с кокошниками. Фольклорный контекст, на котором и строится опера Вагнера, здесь уже воспринимался не как фон, а как основа, которая задавала атмосферу действию — та самая русская «хтонь», тоска и беспросветный мрак 90-х, где «все бабы — шалавы», а мужики на Пасху самогон пьют. Исполнители, между тем, пели на немецком (оригинальном) языке, и если знать перевод, то визуальная картина и режиссерская концепция, возможно, потерпит фиаско. На помощь Богомолову, как обычно, приходят титры, и такая «билингва» позволяет ему придумывать свой сюжет, не отрываясь от источника.

Что касается вокалистов, то второй состав, на которой попала автор этих строк, оказался выше всех похвал — никого из главных действующих лиц невозможно упрекнуть в интонационной нечистоте или актерском провале. И Андрей Борисенко (Голландец), и Алексей Антонов (Дональд), и Хачатур Бадалян (Георг) пели выразительно во всех регистрах, с искренним чувством и отношением к своим героям. Главной звездой вечера можно уверенно назвать Анжелику Минасову (Сента) — певица без труда, бесстрашно брала высокие ноты, буквально проживая каждое слово, заставляя вслушиваться в каждый звук. Оркестр театра «Новая опера» под управлением Филиппа Чижевского — мощная звуковая стихия — натуралистично изображал вагнеровские морские бури (здесь — вьюгу в Соликамске): экзальтированные форшлаги, пассажи струнных, фанфары духовых лишь усиливали градус напряжения, характерный для опер Вагнера. И темпы, и динамические оттенки были на своих местах — начиная от увертюры и до заключительных тактов «Летучего голландца» Чижевский не давал музыкантам ни одной минуты на передышку. Спектакль Константина Богомолова шел два с половиной часа без антракта, как того и предполагает первая редакция оперы, и за это время зрители испытали целый спектр эмоций — от ужаса до восторга. Как бы кто ни ругал режиссера за такое беспощадное отношение к опере и непонимание законов этого жанра, его авторский метод узнаваем, он имеет право на существование и не нарушает цельность и самостоятельность музыки — а что будет дальше, история покажет.