На Исторической сцене Большого театра представили премьеру — оперу «Адриана Левкуврёр» итальянского композитора XX века Франческо Чилеа. Режиссёр Евгений Писарев показал сложный, драматический, полный интриг мир театра, в центре которого оказалась история реальной актрисы, которую отравила соперница. В декорациях Зиновия Марголина ожили герои галантного века эпохи французских королей, образы которых воплотили блистательные солисты театра и приглашённые оперные артисты, одетые в роскошные исторические костюмы Виктории Севрюковой. Красивая, тонкая, рафинированная музыка Чилеа, современника Пуччини, стала для многих открытием благодаря дирижёру Артёму Абашеву, вставшему за пульт оркестра театра. Надежда Травина побывала на заключительном показе и делится впечатлениями.

Трудное невыговариваемое название оперы — имя и фамилия знаменитой когда-то актрисы «Комеди Франсез», жившей при Людовике XV (и считавшейся, как пишут некоторые, его фавориткой). Адриана (в оригинале — Адриенна) блистала на подмостках театра как комедийная и драматическая артистка, ей восхищался Вольтер и вся высшая знать того времени. Однако жизнь Адрианы Левкуврёр и вне театра была куда насыщенной и полной перипетий: многочисленные поклонники, романы и страстная любовь к графу Морису Саксонскому. Именно она и погубила мадам Левкуврёр в прямом смысле. Влюбленная в того же графа Принцесса де Буйон отравила Адриану, прислав отравленный букет фиалок от его имени. Так закончилась жизнь «царицы, заблудившейся в кругу актрис», как писал о ней Дюма — но даже после смерти Адриану ждала печальная участь. Церковь осуждала ее лицедейство на сцене и была против погребения, поэтому тело бедняжки сбросили в Сену. Долгое время судьба Адрианы обсуждалась в узких кругах, и только ближе к XX столетию театральные и музыкальные деятели, наконец, поняли, что из этой истории можно сделать эффектный спектакль.

В России оперу Франческо Чилеа, написанную на либретто Эжена Скриба (в основе лежит реальный сюжет) впервые поставили еще в 1903 году. В Большом театре — в 1989-м, когда в столицу с гастролями приезжала труппа театра Ла Скала. С тех пор в нашей стране возникали попытки реанимировать забытую «Адриану», но ярких примеров сейчас вспомнить трудно. Евгений Писарев взялся за оперу Чилеа с двойным энтузиазмом, поскольку именно драматический спектакль Александра Таирова «Адриана Левкуврёр» шёл в Камерном театре его имени (а сейчас он превратился в театр Пушкина, который Писарев и возглавляет). При исследовании образа Адрианы режиссёр явно вдохновлялся личностью легендарной актрисы Алисы Коонен, которая блистала в этой роли в спектакле своего супруга. В самой последней сцене постановки Писарева случилась прямая, визуальная отсылка к таировскому спектаклю: публика увидела похожее темно-синее оформление задника, ширму, и даже пожарный кран. Он словно разделил мир до — пышные интерьеры театрального закулисья, богатый дом Принца де Буйон — и после, своего рода темное небытие, в котором умирающую актрису провожали беззвучными аплодисментами духи, важный миманс этой постановки.

Евгений Писарев не стал осовременивать действие оперы Чилеа и не устраивать сериальную мелодраму на канале «Домашний», а оставил все, как есть — 1730 год, мелодекламации героев, строгое следование сюжету и музыке, историчность и традиционность, и даже аллегорический балет. Противники «режоперы» ликовали: в Большом театре наконец-то никто не выезжает на мотоцикле и не раздевается, певцы в пышных платьях, камзолах и париках честно отдают все силы, собственно, раскрытию таких далеких от нас сегодня персонажей. Второй состав артистов, вопреки ожиданиям, оказался ничуть не хуже первого, звездного, во главе с примадонной Динарой Алиевой. Молодая солистка Светлана Лачина пела партию Адрианы с легкостью, изяществом, непосредственностью, искусно сочетая лирику с трагедией, звучавшей в каждом слове ее пространных монологов (по сюжету Адриана читает монологи Федры). Мастерски проявила себя и Агунда Кулаева, заставившая поверить в коварство и отчаяние надменной красавицы Принцессы де Буйон. Олег Долгов, он же Морис Саксонский, за сердце которого и боролись соперницы, подчеркнул характер своего героя, военного здоровенного: в голосе слышались героические победные интонации, непоколебимость, уверенность. Чуть в тени остался другой тенор — Владислав Сулимский, исполнивший партию директора театра Мишонне: его звучанию не хватало разнообразия, детализации, и, возможно, более точного актерского попадания в образ.

Оркестр Большого театра под управлением Артёма Абашева прекрасно дополнял сольные партии и ансамбли, во многом усиливая лирический и возвышенный градус действия. Дирижер намеренно отказался от тонкой нюансировки оркестровой ткани, очевидно, приближая ее звучание к полотнам позднеромантических композиторов-симфонистов и, конечно же, к операм Пуччини. Музыка Франческо Чилеа не претендует на то, чтобы назваться шедевром — отсюда и незавидная участь ее существования в музыкальных театрах: арии, дуэты напоминали одновременно все веристские сладостно-приторные оперы, среди них трудно расслышать какие-либо жемчужины и безусловные «хиты». Впрочем, не все же пересочинять уже набившие оскомину оперы и не изобретать велосипед вновь. Достойная премьера «Адрианы Левкуврёр» в Большом театре показала, что и из опер «второго ранга» можно сделать убедительный, красивый, понятный спектакль, интересный сегодняшнему зрителю.