Хлестаков на печи
А пока суть да дело, в Москву едет «Ревизор» с Алексеем Девотченко – актерской гордостью современного Петербурга – в роли Хлестакова. Он появляется на сцене весьма оригинально: русская печь – кровать в гостиничном номере под лестницей, на которой меленький сморщенный Хлестаков смотрится не иначе как Иваном-дураком. Свезло проходимцу, вывезла чудесная печка: был никем, признали за генерала. Впрочем, слуга Осип, одетый в туркменский халат и тюремную шапочку, (зритель узнает в нем Юрия Цурило – исполнителя главной роли в «Хрусталев, машину!» Алексея Германа) не оставляет сомнений о роде занятий их заезжей компании. Оба ворюги: один мошенничает, другой продает. Поют вместе шпанистую, блатную песню и мечтают кого-нибудь прирезать, коль сегодня бедны. Когда, наворовав бирюлек из ушей светских дам и золоченых портсигаров из карманов чиновничьих брюк, Хлестаков не успокоится, Осип возьмет пацана-карманника в охапку и скажет грозно: «Поехали, Саныч!» А еще оба они угрожающе лысы. И стоит только Хлестакову уехать из города, как тут же весь уезд сбривает себе чубы: что поделать, столичная мода!
Все вертится
Первое действие идет на фоне гоголевского рисунка – эскиза декорации к 1-му действию. Плоскость с декорацией шатают, вместе с ней шатается и все пьяное чиновничье царство. Городничий (талантливый Сергей Паршин) в тапках на меху вяло и буднично докладывает сонной компании о визите ревизора. То ли разум замутнен, то ли самоуверенность играет, но весть о госинспекторе городской глава передает с железным спокойствием: и не таких видали. Делает замечания своим подопечным так, как будто делает их в сотый раз, совершенно не надеясь на результат. Недостатки каждого заучены наизусть. Чиновники изображают тихих и мирных людей, на которых вдруг свалилось непосильное несчастье. Вся первая сцена проходит в дивной интонации: «Зачем они нас обижают?» Добчинский и Бобчинский читают свой торопливый текст об обнаружении Хлестакова нарочито долго – по бумажке и нараспев, как на церковной проповеди. И Городничий вторит этому бубнящему ритму мерными поклонами головы.
В финале Городничий с той же степенью уверенности собирается на поклон к настоящему Ревизору: ни тени стыда, ни тени сомнения, ни испуга, ни разочарования.
Азы
Следование Мейерхольду в «Ревизоре»-2002 – уловка. Если и взяты некоторые мотивы спектакля 1926 года, то не самые главные, не опорные. Валерий Фокин, режиссер со славой реформатора сцены, поставил на академических подмостках академический же спектакль – из тех, что не шокируют и отваживают зрителя от театра, а остаются «живыми» многие годы. Обыватели обычно сомневаются в том, что Кандинский или Малевич смогли бы написать классический пейзаж или натюрморт. «Ревизор» для Фокина – это такая вот демонстрация азов мастерства.
Единственная дань модерновой эстетике – специально написанные хоры Леонида Десятникова: сладкоголосый вокализ, птичье щебетание, наборы шипящих и звенящих звуков, которые исполняет с одной из лож вокальная группа «Remake».
Мейерхольд ставил Гоголя как мистического автора с извращенной сексуальной фантазией. Ни мистики, ни эротики в «Ревизоре» Александринки нет. В привычный сатирический каркас Фокин добавил некоторое количество собственных интересных идей. Остальные прилагались к оригиналу.
«Ревизор» в исполнении артистов Александринского театра пройдет на сцене Театра им. Моссовета 23 декабря. Заказ билетов по т. 363-10-48, 299-20-35, 218-20-30