В Театре имени Пушкина — премьера комедии «Великая магия» от главного хитмейкера театральной Москвы . «Ваш Досуг» встретился с режиссером и узнал, чего ждать от новой постановки и почему главную роль Писарев поручил сам себе.


— Как возникла идея поставить «Великую магию» Эдуардо де Филиппо?

— Никогда не думал, что сделаю это. Студентом-первокурсником я увидел спектакль Стрелера, который привезли на Первый Чеховский фестиваль, и он произвел на меня очень несоветское впечатление. Помню невероятную атмосферу грусти, таинственности и чуда. Некоторое время назад я поставил другую пьесу Эдуардо де Филиппо («Призраки» в МХТ. — Прим. ред.) — как мне сейчас кажется, это был своего рода эскиз к «Великой магии». Я понимал, что сразу к ней подступиться не могу, сначала нужно набить шишки. Хотя «Призраков», видимо, надо было ставить в другом театре. МХТ ориентируется на звездных исполнителей, эпатаж, буржуазную публику. Там у меня получился безадресный спектакль.
— А «Магия» — адресный?
— Безусловно. Но адресую я его самой широкой публике. Эта пьеса должна быть понятна современному зрителю. Она написана в 1949 году, но действие никак не связано с войной, герои сыты, одеты, отдыхают на курорте. При этом их жизнь не лишена проблем. Зритель должен узнать в героях себя.
— О чем, по-вашему, будет спектакль?
— Принято считать, что герой этой пьесы прячется от жизни, уходит в мир иллюзий. Я думаю иначе. Все, что происходит с этим человеком, — освобождение от комплексов и страхов. Герой предпочитает мир иллюзий и игры только потому, что он в этой игре становится автором. Не потерпевшим, а полноправным автором жизни. Это для других он сумасшедший, на самом же деле он обретает свободу и гармонию. Эта пьеса не про уход, а про выход. Вся наша жизнь связана с потерями: от нас уходят люди, жены, родители... Эдуардо де Филиппо написал о том, как преодолеть потери и продолжать жить. У Станиславского сказано: «Самый лучший артист — тот, кто долговременнее всех верит в предлагаемые обстоятельства». Вера спасает всех, и актеров в том числе.

— Вы сразу решили, что главную роль будете играть сами?

— Ни в коем случае, я очень долго искал актера на эту роль. Но когда к началу репетиций остался без исполнителя, моя команда сказала: ты так болеешь этой пьесой, что никто не убедит тебя на 100 процентов. Возможно, с моей стороны это самонадеянный шаг, и я не сыграю так виртуозно, как это сделали бы «первачи», но это будет искренне.
— Каково было совмещать работу режиссера с актерством?
— Невероятно сложно. Это ведь абсолютно разные профессии, и я никогда сам у себя не играл. Чистой воды раздвоение личности. Актер Писарев постоянно недоволен режиссером Писаревым. А режиссер Писарев размышляет, не совершил ли ошибку, взяв актера Писарева на роль.
— А труппе как в таких условиях работалось? Спектакль ведь многонаселенный.
— Всем было непросто: я делаю жесткие замечания, а через три секунды оказываюсь рядом на сцене в качестве партнера. Так что я благодарен всем независимо от того, что у нас получится, — за терпение и понимание.
— В будущем вы собираетесь повторить этот опыт — играть сами у себя?
— Ни за что. Еще раз скажу: я это сделал не для того, чтобы напомнить всем, какой я неплохой артист, а потому, что посчитал такое решение органичным. Когда я ставил «Много шума из ничего», то хотел представить Москве сильную молодую труппу Театра Пушкина. И ее заметили все критики. В «Магии» я представлю все поколения. В спектакле заняты и наши корифеи, работающие более 50 лет: Елена Ситко, Нина Марушина, Юрий Румянцев. И молодые актеры — Анастасия Панина, Владимир Жеребцов... И актеры среднего поколения — Вера Воронкова, Виктор Вержбицкий.
 Расскажите подробнее, ведь Виктор Вержбицкий играет Иллюзиониста, он — Ваш главный партнер на сцене...
 Это так. Здорово, что молодые актеры получили возможность играть вместе с мастером. Ведь научиться можно, только выходя на сцену с такими, как он. Я отношу эти слова и к самому себе. Я тоже учусь. У Виктора потрясающее отношение к профессии, к репетициям, к созданию образа. Уверен, это будет одна из лучших ролей Народного артиста.
— Какой будет сценография?
— Со мной работал Зиновий Марголин, а он без сюрпризов не умеет. Кроме того, я привлек к работе питерского дизайнера Леонида Алексеева, и спектакль будет похож на показ его новой коллекции.
— Вы всегда говорили: чтобы получилась комедия, на репетициях у вас должно быть весело...
— Ну, в этот раз не могу сказать, что было очень весело. Думаю, потому, что я совмещал две профессии. Репетиции шли и идут напряженно. Это важная работа для меня. Я хочу, чтобы меня услышали.
— Сколько будет идти спектакль?
— Около трех часов, я гуманный режиссер. Ориентируюсь на публику.
— Спектакль «Одолжите тенора» до сих пор бьет рекорды популярности. Слышала, вы готовите новую постановку с участием Сергея Лазарева. Вот здесь публика точно будет в восторге.
— Надеюсь. Репетиции начнутся в феврале, как только пройдет премьера «Великой магии». Я уже чувствую, что сделаю что-то карнавальное.
— Как будет называться спектакль?
В оригинале пьеса называется «Мертв ли он», наше название — «Таланты и покойники». Это единственная пьеса Марка Твена, она была найдена совсем недавно и поставлена на Бродвее. Так что в Театре имени Пушкина состоится российская премьера. Это невероятно смешная комедия положений из жизни французской богемы.
— Сергей будет петь?
— Сергею не удастся не петь. Он, кстати, предстанет перед зрителем в совершенно новом амплуа. В каком именно, пока не скажу.
— Вы говорите об этой работе с удовольствием.
— Да, я воспринимаю нашу будущую постановку как, извините, отдых. «Великая магия» — о преодолении и попытке выйти из депрессии, а герои пьесы Марка Твена не знают, что такое депрессия. Они радуются и стремятся максимально интересно прожить жизнь, даже будучи бедными.
— Вас часто обвиняют в склонности к развлекательному театру.
— Я просто делаю, что умею. И если спектакли получаются яркими и праздничными, это не значит, что они плохие. Есть театр, после которого болит голова, а есть такой, после которого она проходит. Я не против головной боли, но как режиссер я умею делать другие спектакли.
— Как вы сами отдыхаете от театра?
— В качестве отдыха я иногда соглашаюсь на предложения других театров. Я как тот дурак, которого работа сама найдет. Ну и еще один нюанс — чтобы работать плодотворно, мне надо соскучиться по моему театру и понять, как все в нем хорошо, тепло и профессионально.


Евгению Писареву в этом году исполнится 40. В труппу Театра имени Пушкина он был принят сразу после окончания Школы-студии МХАТ. В числе прочих поставил там такой культовый спектакль, как «Одолжите тенора». Сотрудничает с английским режиссером Декланом Доннелланом (ассистировал ему на постановке «Двенадцатой ночи» и «Трех сестер»), является заместителем художественного руководителя МХТ Олега Табакова. Поставленный Писаревым спектакль «Примадонны» получил несколько «Чаек». Там же, в МХТ, режиссер поставил не менее успешные спектакли «Конек-Горбунок» и «Пиквикский клуб». С прошлого года руководит Театром им. А.С. Пушкина.