В МХТ им. А.П. Чехова вышла премьера спектакля Константина Богомолова по пьесе Владимира Набокова — он понравится и радикалам, и поборникам традиций.


Поставить пьесу Владимира Набокова «Событие» Константин Богомолов, по собственному признанию, мечтал еще, учась в ГИТИСе у знаменитого Андрея Гончарова. Тот успел привить студентам вкук витиеватой, постмодернистской набоковской драматургии, и даже начал репетировать, дав студенту Богомолову одну из заметных ролей. Но спектакльтак и не вышел — мастера не стало, пока шли репетиции. Сегодня Богомолов выпускает свою версию пьесы. Филолог по первому образованию, он вписывает любой классический сюжет в конкретную историческую раму. Иногда место и время действия причудливо сдвинуты — как в случае с его недавно показанной в Москве радикальной версией «Короля Лира», действие которой происходило в СССР времен Второй мировой, а сам престарелый Лир и его сподвижники приветствовали подданных с трибуны.

В «Событии» обстоятельтсва места и времени остаются без изменения: 1938 год, семья русских эмигрантов живет в небольшом немецком городке. Любовь (Марина Зудина) тоскует по погибшему ребенку и изменяет мужу, муж-художник (Сергей Чонишвили) страдает от безденежья и необходимости писать портреты местных обывателей. Их семейный псевдоуют рушится в один миг: из тюрьмы досрочно освобожден бывший любовник жены Леонид Барбошин, который уже однажды чуть не застрелил супругов из револьвера. Муж страшно трусит и ищет денег для отъезда, жена то ли хочет бежать к Барбошину, то ли жаждет смерти. На юбилей ее престарелой маменьки, писательницы Антонины Павловны (Набоков не менее радикален, чем Боголомов) собирается целый паноптикум чудаков и уродцев. И пока они всласть сплетничают, обсуждая Любовь и ее любовников (так у Набокова), за окнами в спектакле Богомолова все чаще маршируют веселые, звонкие мальчики, вскидывающие руки в приветствии «Зиг хайль!»

Художница Лариса Ломакина сумела выстроить на мхатовской сцене квартиру художника со сте- клянной мастерской и а-ля чеховской гостиной. Над ними — так, словно квартира помещается в подвале, можно видеть улицу, дом напротив, вход в ломбард и тощих оборванцев, присевших у двери в ожидании милостыни.

Это сочетание ностальгически-подробного психологического театра и жутковатого гиньоля есть и в игре актеров. «Событие» — тот редкий случай, когда удались все роли, но хочется отметить по-чеховски лиричную, и в то же время очень современную Любовь Марины Зудиной; растерянного и жалкого художника, которого Сергей Чонишвили играет заложником собственного эгоизма. А еще — грандиозную Антонину Павловну, сыгранную Александром Семчевым естественно, без тени насмешки — и оттого феерически смешно.

«Представь, что этой стены нет — там как бы темный провал», — предлагает жене художник. И мхатовский зал испуганно затихает. Герои «События» то и дело ощущают себя участниками какой-то пьесы. К финалу их семейная драма разрешается: Барбошин, прихода которого они так страшатся, навсегда уезжает из города. Персонажи спокойно отправляются спать, а зритель уже готовится аплодировать. И тут на темной улице, что над ними, появляется торопливая фигура, рисующуя желтую звезду на витринах. А потом верх сцены перекрывает экран с кадрами хроники: падающие от истощения дети, мертвецы на тротуарах улиц... Так финал набоковского фарса оказывается прологом трагедии.

Фото — Екатерина Цветкова