В МХТ выходит премьера «Зойкиной квартиры» — эта пьеса Булгакова еще никогда не шла в Художественном театре.
Пока хваткая, эффектная Зойка (Лика Рулла) и легкомысленная красотка Алла (выпускница курса Светлана Мамрешева) меряют французские платья и танцуют, грезя о Елисейских Полях, бывший аристократ Обольянинов (роль репетируют Алексей Девотченко и Федор Лавров) изнываетв ожидании дозы морфия. А аферист Аметистов (Михаил Трухин) уже нюхнул кокаина и вправляет мозги управдому Аллилуеву (Сергей Сосновский), чтобы тот разрешил открыть в квартире дамское ателье — последний шанс набрать денег на билет до Парижа...
«Я старый боевик, я одно время громадную роль на Кавказе играл...» — рвет на груди майку артист Трухин, успевая сообщить ошалевшему управдому и согнувшейся от хохота массовке, что вышел из партии из-за фракционных трений. В перерыве мы беседуем с Кириллом Серебренниковым о том, почему любой классический текст в его постановке кажется написанным только что.
«Зойкина квартира» — это будет что: драма, мюзикл?
Это музыкальный спектакль, но не мюзикл
в привычном смысле, и не в привычном смысле драма.
Почему вы выбрали эту пьесу?
Тут сошлось очень много «почему», они связаны как с художественным решением и производственной необходимостью, так и с желанием общаться с такой прекрасной литературой, как текст Булгакова.
А музыка какая будет?
Из Берлинского кабаре 20–30-х, накануне наступления фашизма, когда в воздухе еще носились остатки либерализма.
То есть вы собираетесь сравнить последние деньки свободы в нэпмановской Москве с догитлеровским Берлином?
Не хочу сейчас говорить про параллели — они ведь и так ясны каждому, кто мало-мальски знает историю. Мы же пытаемся сделать настроенческий, атмосферный спектакль. Кстати, это очень интересный вопрос: как Булгакова ставят в Художественном театре.
Ну да, потому что эта пьеса Булгакова традиционно числится по ведомству гротеска с каскадом — того, который практиковали вахтанговцы. Мне же интересно адаптировать этот материал к Ху- дожественному театру.
В спектакле будут много петь?
Не так уж много, Лика все время говорит: «Что-то у меня мало номеров». Их действительно немного — они только там, где они нужны драматургически. Это Ликин дебют на московской сцене в качестве драматической актрисы, хотя по первому образованию она именно драматическая актриса.
Первая же сцена, которую я увидела на репетиции, играется так, будто дело происходит не во времена Булгакова, а сегодня.
Понимаете, это не буквально про сегодняшний день. Но «сегодня» должно просвечивать через любой классический сюжет, иначе нет смысла браться за материал. В пьесе Булгакова — такие точные типы! Мы просто пытались понять, кто эти люди в сегодняшней реальности, чтобы не играть абстракцию. Конечно, мы можем залезть в книги и сделать историческую реконструкцию, но что нам эти
Не только с Ликой Руллой, но и с питерцем Алексеем Девотченко вы работаете впервые. Исполнителей для «Зойкиной квартиры» найти было непросто?
Так долго я еще никого не искал! Измучился, прежде чем нашел Лику Руллу и Лешу Девотченко. И они, и Таня Кузнецова (она олицетворяет душу самой квартиры), и Оля Добрина (Манюшка), и Женя Сангаджиев (китаец Херувим), и остальные ребята — мне важны не только актерские качества, но и их человеческие сущности.
А что будет с вашими студентами, которые сейчас заканчивают Школу-студию при МХАТ?
Почти год назад мы создали «Седьмую студию» — они вольются в нее и будут работать дальше. Сам я буду делать шекспировский «Сон в летнюю ночь», еще один спектакль выпустит француз Давид Бобе (он уже делал со студентами спектакли «Феи» и «Метаморфозы». — Прим. «ВД»). Потом Антон Маликов, молодой режиссер, который сделал «Лес» в ГИТИСе, и Яна Росс (она сейчас работает в Литве) — они тоже будут сотрудничать с «Седьмой студией».
Новых студентов набирать не будете?
Нет. Мне еще этих надо растить.
Напоследок — главный театроведческий вопрос. «Зойкина квартира» — это о чем?
Про то, как трудно оставаться людьми. И как опасно открывать двери чужим — в дом может заползти такое... Очень важно сохранять свою внутреннюю квартиру в неприкосновенности, чтобы ее не захватали и не затоптали.
фото Екатерины Цветковой