Последняя оперная премьера Большого театра, «Чародейка» Чайковского, может порадовать поклонников «большого стиля».
Со временем оперу действительно признали одним из лучших творений композитора, но ее театральная судьба, прямо скажем, не блистает. Почему — загадка, ведь у нее есть все основания стать популярной. В основе либретто типично русская старинная история из жизни Нижнего НовгородаXVII века. Считается, что она привлекла внимание Чайковского силой страстей. Дано: берег Оки, противоположный старообрядному Нижнему Новгороду, хозяйка заезжего двора – красивая вдова Настасья, старый князь, его сын и его жена. В разных обстоятельствах оба мужчины влюбляются в Настасью, в результате чего ее отравляет оскорбленная княгиня, а князь становится сыноубийцей.В менее талантливых руках такой сюжет остался бы темной кровавой мелодрамой, но не у Чайковского.
Драма покоряет силой характеров, а каждого героя, даже колоритных второстепенных персонажей, можно понять и простить. В отличие от сценической музыковедческая судьба «Чародейки» вполне состоялась, и недостатка литературы о ней нет. Так вот любопытно деликатное пояснение автора, обращенное к будущей исполнительнице заглавной партии: «Отчего вы любите роль Травиаты? Отчего вы должны любить Кармен? Оттого, что в этих образах под грубой формой чувствуется красота и сила».
В Большом театре «Чародейку» ставили не раз. Первая появилась при жизни Чайковского, вскоре после петербургской премьеры, вторая – в канун революции, третья — уже в конце пятидесятых, причем ставили ее молодой Евгений Светланов и опытный Леонид Баратов, а продержался спектакль целых семь сезонов. Идея ввести эту недолюбленную оперу в репертуар сейчас принадлежит Александру Лазареву, который возвратился в Большой после изрядного перерыва. Отношение и к его инициативе, и к его возвращению в московском музыкальном мире, скажем мягко, неоднозначное. Он уже был инициатором постановки в Большом полуудачных произведений, в том числе загадочной оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова. К тому же с его именем связывают период безвременья, когда в конце восьмидесятых — начале девяностых Лазарев восемь лет работал музыкальным руководителем Большого. Но судить спектакль будем после премьеры. Тем более что в постановочную команду по инициативе Лазарева приглашены хорошо понимающие дирижера Александр Титель и Валерий Левенталь, и у них могут найтись интересные идеи для старинной новгородской истории с плохим финалом. Можно ручаться, что радикальных ходов в постановке не будет, и в этот раз Большой не станет центром скандала и повышенного внимания общественности. Зато поклонники изношенного имперского стиля главного театра, возможно, получат свежее подкрепление и новую пищу для размышлений.
фото с репетиции: Дамир Юсупов/ Большой театр