«Я всегда думала, что, если быть умной, все будет прекрасно. Меня проучили» – так полагает героиня английской пьесы «Wit». Пьесу «Wit» Маргарет Эдсон, которая получила за нее в 2000 году престижную Пулитцеровскую премию, правильнее называть «W;T» – со знаком препинания в середине. Жирная точка с запятой – знак продолжения жизни, неповиновения смерти, борьбы за жизнь, борьбы с продолжением.

Спектакль «Wit», поставленный и сыгранный ученицей Марка Захарова Анной Потаповой, – это сближение документально воссозданного мира онкологической клиники, где пациенты постепенно оставляют все свои надежды, и вечно прекрасного мира английской барочной поэзии, которой занимается героиня пьесы Вивиан Биринг. Строгий профессор филологии неожиданно узнает, что больна раком.

«Wit» – в переводе «ум»; это бодрая пьеса о силе тренированного ума, который справился со сложной материей искусства и пытается теперь осознать более сложное: скоротечное увядание тела. Вооружившись, как копьем, философскими сонетами Джона Донна, профессор борется за то, чтобы разум как можно дольше не покидал ее: «И смерти больше нет, и смерть умрет тогда…». Чем глубже ученые-медики погружаются в лечение, экспериментируя над полутрупом, тем больше лишают процесс лечения смысла.

Спектакль на медицинские темы, хроника умирания излучает парадоксальным образом свет «трагического оптимизма». Самообладание и стойкость, мысль, не прекращающая пульсировать в гибнущем теле, великая сила ума, одолевающего лютую смерть.