Юлия Рутбрег сыграла Сару Бернар.
Пока в столице еще длится «Золотая маска», театрам вроде бы не до премьер. Вахтанговцы посчитали себя исключением из правил и выпустили новый спектакль в самый разгар конкурсной битвы. Их можно понять, — постановку Михаила Цитриняка не стоит пропускать даже, если в вашем ежедневнике театрала не осталось свободного места. Спектакль на основе пьесы канадского драматурга Джона Марелла, посвящен прошлому великой Сары Бернар. Актрисы, до конца своих дней хранившей верность театру и... собственному имиджу суперзвезды.
«Крик лангусты» — это «сильнодействующий» драматический этюд. Он идет на Малой сцене театра всего полтора часа. Однако этого времени вполне хватает, чтобы рассказать об одной великой театральной судьбе. Сару Бернар в последний год ее жизни играет фантастическая актриса Юлия Рутберг. Играет, как будто рисует портрет: не жалея крупных мазков и кричащих красок. Ее Бернар — женщина с несгибаемой волей, феноменальной силой духа, фантастической жаждой работы. Женщина-воин, буквально вырвавшая из рук «врагов» то, что она посчитала своим, — театр, сцену и своего секретаря Жоржа Питу (замечательная работа Андрея Ильина). Этот «маменькин сынок» по какой-то необъяснимой случайности стал ее единственным другом, поверенным ее самых интимных секретов, знатоком ее сердца. Несмотря на то, что Бернар явно командует своим секретарем (заставляя его изображать из себя мамашу-куртизанку, затем монашку, а после и вовсе — Оскара Уайльда), она любит его не меньше, чем он ее. Взаимное чувство никак не проявляется внешне, тем не менее, ощущается. Рутберг и Ильин смогли создать дуэт, в исключительность которого веришь сразу.
Кто их герои друг без друга? Она — всеми забытая и покинутая 77-летняя актриса с ампутированной ногой, он — вечный слуга и великовозрастный девственник с целым букетом комплексов. Оба проиграли жизнь (пускай Питу и сделал это куда бездарней своего кумира), оба смеются над этим и в свободное от воспоминаний время спорят, куда поставить зонтик от солнца. Действие пьесы происходит на берегу моря, из декораций на сцене — кресло, к которому прикована героиня, да песок и мелкая галька.
Спектакль — удача в большей степени благодаря тому, что Сару Бернар в нем играет харизматичная Рутберг с узнаваемым низким голосом. Актриса буквально создана, чтобы играть эту роль. Роль трагическую, пафосную и символисткую. Ее Сара Бернар — прообраз всех актерских судеб. Точнее тех из них, которых распял театр. Живыми после театральной казни (когда слава угасла, поклонники исчезли, все роли отданы молодым соперницам) можно остаться только, если обладаешь трезвым умом, твердой памятью и... хотя бы одним преданным другом. Тогда можно продолжать жить, — играть в любовь, ненависть, отчаяние и надежду. Пускай и для него одного.
фото Екатерины Цветковой