В вахтанговской премьере «Безумный день» важнее, чем «Женитьба Фигаро», а главным героем становится граф Альмавива в исполнении Максима Суханова.

Продюсерское агентство, сеть театральных буфетов, клуб «Маяк» и даже два отеля в Берлине — все это хозяйство связано с именем Максима Суханова. Но нам он все-таки интересен не этим. Чем живет замечательный актер сегодня?
У 50-летнего Суханова нет звания народного артиста. Говорят, он сам отказался от выдвижения, мол, «мне этого не нужно». Впрочем, при всей популярности и востребованности назвать его «народным» язык не поворачивается — Максим, конечно, артист «не для всех». На улице его узнают редко. И харизма, и брутальная внешность, и роли, которые он выбирает (или которые выбирают его), и манера игры, часто определяемая критиками как странная или неожиданная, — лучшее тому подтверждение.

Доброе слово

…Театр Вахтангова, где Максим Александрович верно служит с 1985 года. Открытие сезона. Сбор труппы — отличная возможность поинтересоваться у его коллег: «А чем вам интересен артист Суханов?»


Римас Туминас, главный режиссер: «О!.. Это — орган! Это — классика. Он сам этого, может, не понимает, но он — органная музыка. Своенравный? Нет, нет! Там, где есть логика, где есть убеждение, он послушен. Он ненавидит в работе ложь, но мы (Суханов играет в спектакле Туминаса «Ветер шумит в тополях». — Прим. «ВД») друг другу не врали. Это гений».
Уверен, подобную характеристику из уст мэтра с восторгом восприняли бы дедушка и бабушка Максима, которые тоже были актерами, учились у Мейерхольда. Или его отчим — поэт и легендарный колумнист «Московского комсомольца» Александр Аронов, подробно писавший о каждой роли Суханова и оказавший сильное влияние на становление его личности.


Леонид Бичевин, звезда молодого поколения Вахтанговского театра, играет с Сухановым в двух спектаклях: «Максим — очень свободный человек. За ним интересно наблюдать — огромное и необычное впечатление производит. Он здорово работает с текстом — присваивает его с первой репетиции, как будто сам на ходу сочиняет пьесу, как будто слова рождаются здесь и сейчас. Он позволяет себе никуда не спешить, может над любой запятой зависнуть и разыграть ее, даже если это в итоге и не войдет в спектакль, но все равно пойдет в копилку, а образ обретет объем. Максим с первых репетиций ловит стихию роли, получается как будто он уже играет спектакль, общается со зрителем. То ли это с опытом пришло, то ли у него дар такой».


Анастасия Васильева, актриса: «Хороший ли он актер? Мне кажется, очень! Он разнообразен. Ему плевать, что о нем подумают. И он замечательный партнер. Да, «тянет на себя одеяло», но этому же всегда интересно противостоять!.. Или вот вам пример: я попала в аварию, у меня было сотрясение мозга. А вечером — «Дон Жуан». Позвонила Максиму: «Тут такое дело… Я в больнице, сотрясение, но я могу…» Он сразу же: «Все, отменяем спектакль». Ему не надо, чтобы кого-то срочно ввели на мою роль или чтобы партнерша была на сцене немного не в себе… Он ни на кого не похож! Самобытен, оригинален и независим. Он независим даже от своего любимого дела — он не раб профессии, а абсолютный хозяин в ней. Может, этому способствует наличие у Максима бизнеса. Он делает то, что хочет! Это качество, которому надо поучиться…»

Дельный человек

Бизнесом Суханов начал заниматься еще старшеклассником, когда разводил на продажу аквариумных рыбок и варил джинсы. В школе у него даже было прозвище Рубль. Предпринимательство позволяет ему отказываться от участия в сериалах, годами ждать и очень тщательно выбирать роли в большом кино (на его счету три премии «Ника», работа с Валерием Тодоровским, Никитой Михалковым, Андреем Прошкиным, Константином Лопушанским, Федором Бондарчуком) и серьезно сосредоточиться на театре. И актерскую профессию он не считает зависимой.
 

Кирилл Рубцов, актер: «В нашем театре Максим — это отдельная планета. Расскажу случай, подтверждающий его независимость. Спектакль «Сирано де Бержерак», на часах — без пяти семь, зрителей полный зал, а у Максима… не приклеивается нос! Гримеры использовали новый клей, и латексный нос Сирано испортился. Суханов сказал: «Мне так некомфортно, и я на сцену не выйду». И не вышел. А спектакль отменили по техническим причинам».

От «Ревизора» к «Фигаро»

Прежде чем выслушать еще одного коллегу, необходима ремарка: Суханову повезло — у него есть «свой» режиссер. Почти 20-летнее сотрудничество с Владимиром Мирзоевым принесло артисту главные роли в дюжине нашумевших спектаклей и в фильме «Борис Годунов», две Госпремии, «Золотую маску» и прочие призы. Но главное другое — они во многом разделяют взгляды на искусство и жизнь. У них, как утверждает Максим, психологическая совместимость.
 

Владимир Мирзоев: «Режиссер и актер — это всегда сложные отношения, но у наших — фундамент не только творческий, но и человеческий. И в сложных ситуациях моей жизни — в театре и вне его — Максим всегда себя вел как верный товарищ. Я стараюсь отвечать тем же. Мы с ним встретились, когда начали репетировать «Ревизора» в Театре Станиславского, это был далекий 1995-й год. И вот мы репетируем, репетируем, сделали несколько эпизодов, уже назначена премьера. И вдруг выясняется, что Максим заболел гепатитом и слег в больницу. Ему нужно лечиться и примерно полгода нельзя работать. И я оказался перед выбором: назначена премьера, у меня есть договор, а Максим, возможно, и через полгода не оклемается, болезнь-то коварная. При этом надо иметь в виду — в то время он не был звездой, работал в Театре Вахтангова, играл даже главные роли, но в общем-то о нем мало кто знал. Директор театра мне говорит: «Давай что-то придумывать, звать кого-то другого». И Максим — о том же: «Я не знаю, как будут развиваться события…» Но я понимаю: никто другой не сможет в том рисунке, что мы с ним уже нашли, сыграть так, как мне нужно. И решил ждать его выздоровления. С этого и начались наши взаимоотношения. Полгода спустя мы выпустили спектакль. Это к вопросу — почему мы до сих пор работаем вместе».

Первый состав

В новом спектакле Мирзоева «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которым вахтанговцы открывали сезон, Суханову отдана роль графа Альмавивы. И граф в этой небесспорной версии великой комедии, где упор постановщиком сделан именно на безумие и абсурд, задвигает на задний план и Фигаро, и прочих персонажей. Актер играет провинциального самодура, пещерного человека или, по его же словам, «мученика у власти».

В отличие от других исполнителей, у Максима в этом спектакле замены нет. Спрашиваю его перед премьерой: не тяжело ли будет выходить на сцену три вечера подряд? «Нет. У меня пока достаточно сил. Уж это-то я выдержу. И я бы не занимался театром, если бы он не был мне интересен. Какой тогда смысл? Никакого. Как же работать без кайфа? Никак. Вообще я считаю, что для спектакля несколько составов вредно. Лучше один. Репетирую я очень медленно и не понимаю — в какой момент у меня рождается окончательный образ, иногда это происходит рано, а иногда перед премьерой. И времени, если репетировать с кем-то в очередь, может не хватить. В тот раз работа шла быстро, дружно, придумывалось все легко. Я всегда люблю работать с новыми актерами, с молодыми партнерами — это создает особую атмосферу».

— Кстати, о новых партнерах. В этом спектакле роль юного пажа Керубино, влюбленного во всех женщин графского замка, играет ваша дочь Василиса. Волнуетесь за нее?
— Волнуюсь, но в меру. Я вижу: она хорошо все делает, и мне это доставляет удовольствие.
 Понятно, что вы, Максим, еще весь в «Безумном дне», но кто-то уже сказал вам: «Вставайте, граф! Вас ждут великие дела?» Что у вас в планах?
— Вполне возможно, будет фильм. Но он уже очень долго готовится, поэтому не знаю, как об этом говорить. Нет, это не секрет. Продюсеры анонсировали меня. Картина будет называться «Викинг», режиссер Андрей Кравчук. Проект Первого канала, дорогой и очень тщательный в смысле проработки