Дмитрий Волкострелов — один из самых известных молодых режиссеров, создатель независимого театра Post. Накануне премьеры спектакля «Русскiй романсъ» в Театре наций «ВД» поговорил с ним о критиках, эмиграции, сериалах и популярности.
Как возникла идея превратить русские романсы в спектакль? Вы раньше говорили, что классику ставить не готовы. А здесь такой традиционный материал, и к тому же музыкальный.
Не то чтобы не готов, просто я предпочитаю современный текст. Но когда поступило предложение от Театра наций, который решил посвятить сезон русской классике, я
Почему именно романсы?
Это совершенно прекрасная музыка. Нужно только внимательно слушать. Но, на мой взгляд, тут есть парадокс. С одной стороны, романс — это высокое достижение классической русской культуры. С
Какие романсы задействованы в спектакле?
Пока все в процессе, и мы много чего пробуем и ищем. Возможно, от спектакля к спектаклю будут
Почему название спектакля вы пишете в старой орфографии?
Для меня русские романсы — как дореволюционные правила правописания.
В постановке участвуют четыре актрисы — Инна Сухорецкая, Мария Шашлова, Алена Бондарчук, Татьяна Волкова. Как вы их выбирали?
Конечно, были важны вокальные данные исполнительниц, но все же наша история не про профессиональное пение и не про консерваторию. Искалось в актрисах, прежде всего,
Вы снова работаете с художником Ксенией Перетрухиной. Сценография будет необычная?
У нас нет задачи всех удивить, но сценография действительно непростая. Мы ее с трудом осваиваем, потому что работа с пространством складывается сложно, мы должны выстроить интимный диалог со зрителем, конкретно с каждым. Как именно это будет, сказать пока не могу.
Все, что вы делаете в театре, очень далеко от традиции. Вы готовы к тому, что зрители опять скажут «это не театр»?
Я рад за людей, которые всегда знают, что есть театр, а что не театр. Я лично не знаю. И каждый раз, работая, пытаюсь это понять заново. Меня задевает не критика, а критиканство и нежелание понять. Если человек готов вступить в диалог, найти компромисс можно всегда.
Вы критикуете себя сами?
Постоянно. Я стараюсь быть на наших спектаклях. И они всегда разные, сегодня одно не получилось, завтра — другое. Свет, звук — все важно. После каждого спектакля я стараюсь обсуждать и исправлять ошибки вместе с актерами. У нас дружеские отношения, хотя иногда я могу быть жестким. Даже скандалить умею.
Вам важно быть популярным?
Если честно, я никакой популярности не ощущаю. Да, идут спектакли в Москве и Питере, но ажиотажа вокруг них нет. И это нормально — наши спектакли не предполагают массовости и популярности. Театр в принципе — это серьезно. Но мне кажется, надо уметь иронизировать над собственной серьезностью.
А вообще, каким,
Должно быть разнообразие форм. Чтобы был и репертуарный, и не репертуарный, и вообще
Чем, кроме театра, вы увлекаетесь?
Сериалами. Я, например, фанат Mad Men. Сериалы — одна из самых важных вещей, которую подарил нам XXI век. После всяческих постмодернистских историй людям снова стало важно сфокусироваться на конкретном человеке. В сериале человека рассматривают со всех сторон, проживают с ним долгую жизнь.
Сейчас очень много говорят про эмиграцию. У вас не было таких мыслей?
Думаю, что всякого здравомыслящего человека в России сегодня мысли об эмиграции посещают, к сожалению. Другое дело, что я ощущаю невозможность такого поворота сейчас. То, чем мы занимаемся, связано в том числе и с языковыми исследованиями. Другой язык — это значит совсем другой театр. Да и какого черта
К чему вы сейчас стремитесь?
В Петербурге театру Post предоставили помещение. Теперь уже официально у нас есть свое пространство, и мы хотим его начать обживать. Это важно. Еще отдохнуть очень хочется. Года три никуда не ездил именно что отдыхать. Рим до сих пор только в планах.