В новом спектакле Театра наций главные роли играют Ксения Собчак и Максим Виторган. «ВД» встретился с режиссером Филиппом Григорьяном, чтобы выяснить подробности.
Почему именно «Женитьба», что вам кажется актуальным в этой пьесе сегодня?
Главный вопрос любого человека — в чем смысл жизни — огромен. Он пугающий, из разряда вечных. Между тем, на этот вопрос удивительным образом существуют односложные ответы: родить ребенка, посадить дерево и построить дом. Женитьба — такой стереотип, за который можно зацепиться для того, чтобы не искать собственных ответов на пугающие вопросы, и попытаться заполнить некую пустоту внутри себя. Дожив до определенного возраста, мы постоянно слышим «Ну заведи уже ребенка» или «Тебе пора замуж»… Я ничего не имею против деторождения. Но, если честно, воспроизведение себе подобных вряд ли может быть основной задачей человечества. А если это так, то тогда да, нужно жать на красную кнопку, потому что смысла в жизни нет.
Герои «Женитьбы» пытаются совершить правильный выбор, ориентируясь на определенные критерии. Эти критерии, стереотипы, штампы и являются по большому счету главными героями пьесы.
Это будет не комедия, не фарс, а в
Не знаю. Я понятия не имею, как определить жанр. Есть текст Гоголя. И есть
То есть все современное, никаких «пыльных костюмов» и аутентичных декораций.
Ну, надену я на героя сюртук, а на героиню — кринолин, что это мне даст? Что я знаю про тот век и тех людей? Мы же в театре, и люди в зале, они сегодня живут. А пьеса сатирическая. То есть высмеивающая нечто на данный момент актуальное. Значит, мы должны, обязаны искать эту актуальность.
Вы всегда точно знаете, кого пригласите на ту или иную роль?
Нет. Кастинг для меня — одна из самых неприятных составляющих профессии. Иногда, например, я подолгу не могу найти человека на совсем не главную роль. Начинаю репетировать, а потом приходится расставаться с человеком, к которому привык, и который сам уже потратил на работу кучу времени и сил. Так бывает. Нельзя сказать, что это приятно, но спектакль важнее. Важно, чтобы все сложилось.
А как проходили кастинг Ксения и Максим?
Вряд ли можно сказать, что они проходили
Привлечение медийных персонажей — это риск. Зачем вы на это пошли? Критики всегда очень настороженно относятся к подобным экспериментам — брать в спектакль непрофессиональных актеров.
Вы хотите меня спросить, хорошая ли Ксения актриса? Нет, она — не актриса. Запасайтесь помидорами. Такой ответ подойдет?
Как вам работается с Ксенией? Какая она?
Вначале не могла понять, зачем нужно одну и ту же сцену повторять по многу раз. Ей объяснили, что именно это и называется «репетировать». Оказалась очень работоспособная. Приходит на репетиции, репетирует. Сейчас втянулась и даже требует, чтобы ей занимались. Свои решения предлагает тоже.
Артисты могут
Ну, есть наверное,
И
Господи, да не дает она вам покоя. В спектакле — фантастическая коллекция прекрасных актеров. Вы ничего не хотите меня спросить про Анну Уколову, например, которая играет главную роль Агафьи Тихоновны? Я начинаю постепенно понимать, почему несколько человек отказались учавствовать в постановке, узнав, что придется играть с Собчак. Вам плевать на других актеров и постановку, а главный вопрос: «Обос...тся ли Собчак?» Я вас уверяю — сто процентов обос...тся! Потому и пригласили, чтобы поржать над ней. Что касается роли свахи, то ответ очевиден: она долгое время была главной свахой страны. Прекрасный, внятный штамп. И у нее хватает самоиронии на него не обижаться. Театр сегодня стоит одной ногой в
И
Потому что женитьба, в алхимическом смысле, касается каждого.