«Сады» на театральных подмостках столицы расцветают повсюду. Одновременно с премьерой в «Школе драматического искусства» свою версию пьесы Чехова представил Театр им.
«Вишневый сад» Театра им. А.С. Пушкина, режиссер Владимир Мирзоев
В каком стиле: режиссер Владимир Мирзоев прочитал «Сад» как пьесу катастроф, разглядев в ней намек на сегодняшнюю политическую нестабильность. А потому настроение спектакля мрачное. Узнаваем фирменный мирзоевский почерк — в постановке много эксцентрики, гротеска, нарочитых парадоксов и нелогичностей. Когда приезжает Раневская со своей свитой, с колосников
Что на сцене: Александр Лисянский превратил сцену в мертвецкую. Бледный неровный свет, покатый деревянный пол, под которым «спрятан» весь дом — с садом, окнами, шкафом, роялем и др. Персонажи появляются оттуда, как из преисподней. Последний штрих в апокалиптической картине — три гигантские балки, образующие крест.
Кто играет: роль Раневской досталась Виктории Исаковой, ставшей звездой после сериала «Оттепель». Лопахина сыграет молодой, но уже заметный актер Александр Петров, инфантильного барина Гаева — Андрей Сухов (в очередь с Максимом Виторганом), «счастливого раба» Фирса — Михаил Жигалов. Примечательны также работы Анастасии Мытражик (Дуняша) и Веры Воронковой (Шарлотта).
Каков финал: трагический. Задник стремительно сжимается, музыка стихает, герои в похоронных одеждах на цыпочках сбегают со сцены. Все тонет во мраке.
Зачем идти: чтобы иметь собственное мнение по поводу горячо обсуждаемого театралами события, убедиться в жизнеспособности современного театра, насладиться актерскими работами.
Кому понравится: поклонникам режиссера Владимира Мирзоева и дерзких адаптаций классики, любителям разгадывать загадки, всем, кто сомневается — может ли театр отражать актуальные общественные настроения.
«Вишневый сад» театра «Школа драматического искусства», режиссер Игорь Яцко
В каком стиле: общее впечатление от спектакля — милое дурачество и радостный смех. Игорь Яцко поставил «Сад» как комедию, сохранив при этом трагическую тональность. Да, сад все равно вырубят, но зачем печалиться? В другом месте вырастет новый.
Что на сцене: у спектакля очень умная сценография (Николай Симонов). Огромное пространство зала «Манеж» остается полупустым. Над вытянутой сценой на равном расстоянии друг от друга висят прозрачные стекла. Чуть позже по этим стеклам герои ударят розовой краской. Впечатление цветущего сада возникнет мгновенно. В финале каждое из этих стеклянные «деревьев» вставят в предназначенный ему шкаф и положат плашмя. В таком положении эти шкафы отчетливо напомнят гробы.
Кто играет: Раневская — прима ШДИ Людмила Дребнева, Лопахин — Кирилл Гребенщиков. Невозможно хороши Георгий Фетисов в образе Пети Трофимова, Роман Долгушин — в образе Яши, а сам Яцко — в роли Гаева. Они веселят публику, то и дело выкидывая шутовские коленца, при этом не меняя ни буквы в чеховских строчках.
Каков финал: оптимистический. Фирс оказывается в зрительских рядах и обнимается с публикой. Знаменитые слова «
Зачем идти: поднять себе настроение
Кому понравится: не снобам, школьникам, считающим, что Чехов — это скучно, поклонникам жанра трагифарс, любителям эксцентричных комедий и ярких театральных метафор, фанатам ШДИ и лично Игоря Яцко.
Самые знаменитые «Вишневые сады» Москвы:
1. «Вишневый сад», Ленком, реж. Марк Захаров
Изрядно осовремененная версия чеховской пьесы, в которой все герои — отрицательные. Текст классика урезан, а местами даже дописан. В ролях — ленкомовское созвездие с Александрой Захаровой и Александром Збруевым во главе.
2. «Вишневый сад», реж. Г. Волчек
Марина Неелова нежно и с настоящей слезой играет Раневскую. Этому спектаклю устроили овацию на Бродвее.
3. «Вишневый сад» в МХТ им.
Самый стильный «Сад» Москвы с Ренатой Литвиновой в роли Раневской, меняющей наряды по несколько раз за сцену.
4. «Вишневый сад», РАМТ, реж. Алексей Бородин
Классический «Вишневый сад» — в камерном пространстве на 200 зрителей, в живой сельскохозяйственной декорации. Идеальное «пособие» для школьников.
5. «Вишневый сад», Малый театр, реж. Игорь Ильинский
Пьесу Чехова играют как историю о смене эпох. В роскошных декорациях и с чувством легкой ностальгии. Первый спектакль показали в 1982 году, и он до сих пор собирает аншлаги.