Редактор раздела «Туризм» «Вашего досуга», трэвел-блогер Алексей Златолинский и его верная спутница, этнограф Ирина Краснова, авторы YouTube-канала «В отпуск», посетили колоритную иранскую деревушку и вернулись с красочным рассказом.

«Ох, какая колоритная бабушка! — Лёша с восхищением осматривал великолепную старушку в белоснежном платке с огромными красными розами, которая сидела неподвижно на ступеньках дома из красноватого саманного кирпича. — Сфотографируй меня с ней, Ира!» 

Он только и успел, что подсесть к ней, как она согнала его одним взглядом. «Не старайтесь, друзья, — сказал наш гид. — Она не позволит чужому мужчине приблизиться к себе».

«Ну, тогда ты», — подтолкнул меня Лёша.

«Бакшиш!» — беззвучно произнесла матрона. Наш гид подал ей купюру. «Ещё!» — скомандовала она, также не произнеся ни слова, только сделав слабый жест, потерев большим и указательным пальцем друг о друга. Лёша дал ей денег тоже.

Я подсела к ней. «А ты почему не даёшь мне денег?» — просигналила она мне.

«Ну, нет, дорогая, хватит!» — и Лёша пару раз щёлкнул фотоаппаратом. 

Деревня Абьянэ находится в гористой местности в иранской провинции Исфахан, в 70 км от города Кашан. Чтобы попасть туда, надо свернуть с трассы и проехать 30-40 минут по красивой петляющей дороге в гору. В это трудно поверить, но земля вокруг вдруг оказывается неожиданно красного цвета, потому что содержит большое количество железа. Соответственно, все строения деревни тоже красного цвета, и это очень важная достопримечательность. Мало где в мире можно встретить красную деревню.

В VII веке, когда Персия была зороастрийской, арабы вторглись на её территорию и стали насильственно насаждать ислам. Чтобы избежать принудительного обращения в чуждую религию, многие зороастрийцы ушли в горы и пустыни. Тогда и была построена Абьянэ. И хотя перехода в ислам избежать не удалось, деревня живёт до сих пор и считается одним из самых древних поселений в Иране.

При въезде в этот необычный населённый пункт стоит маленькая будочка, и скромный доброжелательный человек взимает небольшую плату (100.000 риалов, примерно 1€) со всех желающих посетить Абьянэ. За это он очень сердечно приветствует гостей и вручает кучу информационных флаеров и карту местности.
Деревенские улочки Абьяне необычайно узки. Кроме красного цвета глиняных домиков, многие из которых полуразрушены, особый колорит здесь создают старые дворики, увитые виноградными лозами, кривые лесенки, ведущие ввысь и в никуда, узкие лазы в заборах и запертые ворота, за которыми явно ощущается чужая и таинственная жизнь.

Интересны традиционные зороастрийские двери, — такие мы уже видели в старом городе в Язде — с двумя молоточками, один, поменьше, для женщин, другой, побольше, для мужчин. Они отличаются и по стуку – женский молоточек стучит более легко. Сразу понятно кто пришел. «Для чего это нужно?» — спросите вы. Ответ на этот вопрос кроется, как это ни странно, в дресс-коде. Женщина не может явиться перед взором чужого мужчины с непокрытой головой. Если же в гости приходит другая женщина, то волноваться не стоит: на женщин это правило не распространяется. И перед близкими мужчинами дома покрывать голову необязательно.
Интересно, что старинные мусульманские двери тоже были оснащены оповещательным молоточком, но только одним, а не двумя, как у зороастрийцев.
Центр поселения Абьянэ — деревенская мечеть. Тихое спокойное и почти безлюдное место, если не считать юной художницы, современной девушки в небрежно накинутом на затылок шарфике, которая, не обращая ни на кого внимания, что-то рисовала у себя на планшете.

Но она, очевидно, здесь была такой же залётной птицей, как мы и другие туристы. А основные жители деревни — это пожилые женщины в цветных платочках и мужчины в широких шароварах. Стиль одежды в Абьянэ особый, характерный только для нее. Женщины обычно носят белый длинный платок с ярким рисунком, покрывающий плечи, волосы и верхнюю часть туловища, и длинную юбку. Этот традиционный костюм — неотъемлемая часть местного ландшафта. Ещё сюда можно прибавить яркие платья, а в зимнее время и бархатный жилет. Женщина в Абьянэ хранит своё подвенечное платье, доставшееся ей от матери, и должна передать его своей дочери. Как это часто бывает, деревня стала чем-то вроде музея под открытым небом, и местные жители тоже исполняют роль музейных экспонатов. Но тем не менее, их национальная одежда на фоне красно-бурых деревенских построек придает этому месту экзотический флер.

Живёт Абьянэ, по большей части, за счет туристов. Перед поездкой мы рассматривали предложения нескольких иранских туристических агенств, и везде эта деревня подавалась, как важная достопримечательность, абсолютный must see. Вы встретите её в любом путеводителю по Ирану. В деревне создана соответствующая инфраструктура: есть отели и хостелы, парковки, в том числе и для туристических автобусов. Некоторые бывшие деревенские дома превратились в сувенирные магазинчики или маленькие пансионаты.

В сезон сюда приезжает достаточно большое количество туристов, в основном, из других стран. Но и местные тоже наведываются сюда в гости — туристы или родственники местных жителей. В зимнее время Абьянэ практически пустеет, многие жители деревни уезжают в большие города. Остаются старики, которые не хотят никуда ехать, потому что привыкли к родной деревне.

Общение с туристами проистекает не то чтобы очень гладко. Как вы уже, наверное, поняли, за любую попытку сфотографировать жителя или жительницу деревни, какую-нибудь «милую» бабульку в белом платке с красными розами, прямо вымогаются деньги или делается попытка всучить втридорога горсть какой-нибудь неаппетитной сушёной алычи. Если же эта попытка вежливо отклоняется гостем, местный житель или жительница разражается тирадой на том самом старо-персидском языке, который в других районах Ирана практически не используется и считается исчезнувшим уже на протяжении нескольких веков.

Бабушка, рядом с которой удалось сфотографироваться мне, но не удалось Алексею, помнит ещё переход от последнего хана Каджарской династии к первому Пахлеви, а это примерно 1920 год! Она рассказала нашему гиду, что маленькой девочкой видела местную крепость действующей, там стояли солдаты в связи с вышеупомянутой сменой власти — сейчас эта крепость основательно разрушена. 

Постоянное население деревни Абьянэ составляет всего 250-300 человек. Удивительно, что такой маленькой группе людей удалось пронести сквозь века свою культуру и традиции, а также вышеупомянутый старо-персидский язык. В 1975 году это поселение было включено в список национального наследия Ирана как культурный объект, а в 2007 году — в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автор текста — Ирина Краснова