Андрей Гросицкий

Карьера Художник
Всего фильмов 4
Дата рождения 23 ноября 1934
Жанры выставка-ярмарка, графика, живопись, инсталляция, скульптура

Его творчество которого стало неотъемлемой частью искусства отечественного нонконформизма 1970-х. Художник, представитель «новой вещественности» и поп-арта, он рассматривает мир людей через мир предметов.

Андрей Борисович Гросицкий родился 23 ноября 1934 года в Москве.
Его дед со стороны отца происходил из польского обедневшего дворянского рода. Дед со стороны матери, Николай Николаевич Воинов, был священником (как и его отец и дед) в селе Леонове, сейчас район Балашихи. Умер он в 1926 году.

Мать художника, Евгения Николаевна, родившаяся в 1898 году, была самой младшей из 9 детей. Она была воспитательницей детской дошкольной группы. Умерла Евгения Николаевна в 1988 году в возрасте 90 лет.

Отец, Гросицкий Борис Петрович (родился в 1898 году), последние годы перед войной работал бухгалтером, в 1941 году погиб на фронте Великой Отечественной войны; он был в народном ополчении. «...Хорошо помню, как мы с мамой провожали его в Парке культуры им. Горького, где было место сбора ополченцев...», – вспоминает о своем отце художник.

В октябре 1941 года Андрей вместе с мамой и младшим братом Костей (ему тогда было два года) уехали в эвакуацию в Петушки, всего за 100 километров от Москвы. В Москву они вернулись в самом начале 1942 года. Детские впечатления Андрея Гросицкого также связаны со Звенигородом, где каждое лето в послевоенные годы (1944 -1950гг.) они жили на Посаде, прямо напротив Саввино-Сторожевского монастыря.

В 1953 году Андрей закончил Московскую среднюю художественную школу, а в 1959 году Московский государственный художественный институт им. Сурикова. В школе он учился у и Николая Константиновича Соломина, в институте был в мастерской Дмитрия Константиновича Мочальского.

Первые годы после института Гросицкий испытывал сильное влияние Сезанна, а также художников «Бубнового валета». Затем он «открыл» для себя древнерусское искусство. Огромное значение для Гросицкого имела встреча с замечательным армянским художником Геворгом Григоряном, который в 1966 году устраивал свою выставку в Москве.

В 1960-е годы Гросицкий участвовал в нескольких молодежных выставках. Долгие годы (1962-1994гг.) он работал педагогом в Заочном народном университете искусств (ЗНУИ), что давало ему как художнику полную творческую независимость и возможность свободно заниматься творчеством. Сам метод преподавания в университете был в определенном смысле антиакадемическим: педагоги очень чутко подходили к каждому учащемуся, стараясь сохранить и развить индивидуальность начинающих художников.

С 1968 года Андрей Гросицкий является членом Московского Союза Художников. 
Конец 60-х годов – переломный период творчества Андрея Гросицкого, когда художник стал нащупывать свой, самостоятельный путь в творчестве. В это время происходит отказ от многоцветия в живописи, переход к более лаконичному живописному языку, возникает интерес к предмету, который и продолжается до сегодняшнего дня.

«Творческая судьба Андрея Гросицкого похожа на судьбы многих других художников, начавших работать в 60-е годы и показавших свои работы только сейчас. Почти тридцать лет понадобилось обществу для того, чтобы услышать голос самых искренних и честных художников, пытавшихся осмыслить происходящее. Творчество Гросицкого вобрало в себя и сконцентрировало многие проблемы прошедшего времени. Искусство Гросицкого создает ощущение, что он непосредственный участник событий, испытывающий все тяготы времени на самом себе». (А. Дюков, художник, 1988 год)

В 1969-м и начале 1970-х годов возникает цикл работ с изображением манекена. В мастерской Андрея Гросицкого сохранился старинный небольшой манекен для художников, с подвижными частями тела на шарнирах.

«Часто в образах Гросицкого возникают куклы-манекены, они как бы представляют единственно возможную форму человеческого существования в этом духовном вакууме. Художники времен Пуссена любили составлять из маленьких манекенов мизансцены в сквозных ящиках, прорабатывая тем самым композицию будущих полотен».

В 1971-м году Гросицкий сделал большую работу с манекенами «Семья». В 1975 году состоялась важная для художника выставка в Доме культуры на ВДНХ. Этой выставке предшествовали знаменитая «бульдозерная» выставка и квартирные выставки, в одной из которых, в мастерской Михаила Одноралова, участвовал Андрей Гросицкий.

В следующем была интересная выставка в Московском Союзе Художников на Беговой улице, которую назвали «экспериментальной», поскольку творчество художников, представленных на выставке, не укладывалось в общепринятые представления о «московской школе живописи». В ней участвовали 12 авторов, кроме Гросицкого: О. Целков, Л. Берлин, Н. Конышева, А. Слепышев, М. Никонов, П. Беленок и др.

Потом в течение 11 лет до перестройки работы художника на выставки не принимали, и только в 1987 году он принял участие в выставке «Художник и современность» в галерее «На Каширке». Там были работы таких замечательных мастеров, как П. Чуйков, Э. Булатов, , А. Петров, Г. Брускин, В. Янкилевский и др.

Первый музей, который приобрел работы Андрея Гросицкого, – Художественный музей «Новый Иерусалим» (как он называется теперь) в городе Истре Московской области. Это было в 1977 году, как раз после выставки на «Беговой», Галина Зеленская и Людмила Денисова, кураторы этого музея («истринские девочки» как их называли художники) начали собирать коллекцию современной живописи, несмотря на все сопротивление чиновников.

В дальнейшем с Истрой у московских художников Гросицкого, В. Ратнера, Т. Слепышева, Вячеслава Павлова, братьев Валерия и Александра Волковых и многих других сложились теплые дружеские связи. А в начале 1993 года в Истре прошла персональная выставка работ Гросицкого.

«...Конечно, выставки очень важны для художника; если их нет, то это похоже на работу писателя «в стол» со смутной надеждой, что его когда-нибудь издадут. И все же для меня главное – постоянная работа в мастерской, когда остаешься один на один с холстом. Работаю я медленно, мучительно, созревание замысла идет долго, с большим трудом, сдавленное противоречиями. Обычно какой-то конкретный предмет из житейского обихода начинает оказывать на меня магическое воздействие, затем он в процессе работы в большей или меньшей степени трансформируется и возникает на картине. Таким образом, стадия созревания образа имеет для меня очень большое значение, и работа у мольберта начинается только тогда, когда этот внутренний образ сложился в моем сознании и подсознании одновременно.

Что же такое искусство? Прежде всего, это несокрушимая потребность выразить в конкретном материале: цвете, звуке, слове – свое мироощущение, а значит, сообщить всем о своем миропонимании. Отсюда следует, что искусство – еще и одно из величайших, могучих средств общения людей.

О каких бы страшных вещах ни говорил художник (а искусство нашего времени по преимуществу трагическое), его произведение всегда будет рождать веру в конечную победу разума, потому что сама природа творчества есть акт жизнеутверждения, акт добра. Искусство – это исповедь. Истинный художник всегда говорит только о том, что его больше всего мучает и волнует...» (А. Гросицкий о своем творчестве, 2001 год)

В процессе работы Андреи Гросицкий никогда не думает о том, как будет воспринято произведение другими людьми, но верит, что конечная, высшая цель творчества – обретение духовного сближения. Поэтому главное для него – значительность самой личности художника, сила его убеждения – в самых разных направлениях в искусстве.

В 1981 году художник создал работу «Предметы и небо». Предметы образуют как бы хоровод вокруг чисто-синего неба, занимающего центр картины. Закончив один предмет, художник не знал, какие предметы появятся рядом. Вот кувшин, потом почему-то возник портфель, затем яблоко, затем скрипка. Они возникали сами по себе, независимо от воли художника.

В 1987 году в галерее «На Каширке» открылась выставка «Художник и современность», которую посетили приехавшие в Москву на Форум «За безъядерный мир и разоружение» Макс Фриш, Фридрих Дюрренматт, и . Форман приобрел работу Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» и работу Андрея Гросицкого «Окно» (1986г.).

В 1990 году в той же галерее прошла выставка совместно с Николаем Касаткиным, и Игорем Шелковским. Гросицкий выставлял 27 работ.

В конце 1990 – начале 1991 года в Третьяковке (Крымский вал) состоялись одновременно две больших выставки: «Вашингтон–Москва» и «Другое искусство». На первой было две работы Гросицкого: «Печка» (1986 г.) и «Триумф» (1979 г.). Позднее они были приобретены в США. Приобретенная Третьяковской галереей с выставки «Другое искусство» картина «Деталь» (1973 г.) сейчас находится в постоянной экспозиции «Искусство XX века» в Государственной Третьяковской галерее.

В январе 1991 года Гросицкий выставил 27 работ на своей персональной выставке в Центральном Доме Художника.

В 1994 году состоялась его первая персональная выставка за рубежом в Gregory Gallery в Вашингтоне.

В творчестве Андрея Гросицкого предмет становится единственным средством для выражения философского понимания сложности и противоречий современного мира.
В середине 80-х годов возникает устойчивый интерес к изображению самых обычных вещей из металла, которые давно вышли из употребления: утюги, газовые горелки, ключи, замки, ковши, старые тюбики для красок или просто насквозь проржавевшие железки, назначение которых в прошлом далеко не всегда можно установить.

«Живопись А. Гросицкого парадоксальна по своим установкам. Так, наряду с настойчивым восстановлением прав предмета, фигуратива в искусстве, он столь же последовательно утверждает в собственной творческой практике кризис самой концепции предмета. Не оттого ли однозначное толкование его произведений невозможно? Их медитативная символика есть не что иное, как способ стимулирования внутренних возможностей зрительского восприятия и оживления художественных образов «внутри нас». Как бы мы ни восхищались выразительностью, скажем, фактурных эффектов в этих работах, они не становятся зрелищем, объектом чистого любования. Изображая с поразительной, по сути документальной, дотошностью преображенные его фантазией предметы, А. Гросицкий интуитивно прозревает в них тайны окружающего мира, не передаваемые ни пластически, ни вербально. Тем самым он целенаправленно настаивает на той духовности в искусстве, которая всегда претила обладателям единственно верных, «научных» ответов на вес вопросы жизни и бытия». (С. Иваницкий, арт-критик, 1997 год)

«...Я люблю предметы долго держать в руках, осязая их шероховатую поверхность, с любовью их ощупывать. Иногда мне даже кажется, что я отношусь к ним как к живым существам...» (А. Гросицкий о своем творчестве, 2001 год)

В последние годы Гросицкий активно использует в работах разные неживописные материалы, что дает возможность достичь рельефной фактуры. Часто изображение на его картинах выходит за пределы прямоугольника работы в стороны, вверх, образуя неправильную конфигурацию и приближая живописную плоскость скорее к объекту. В определенном смысле возникает противоречие между живописью и рельефом, которое необходимо художнику для выразительности образа.