Помимо «сНЕЖНОГО шоу» Славы Полунина заявлены гала-концерты лучших клоунов мира, их сольные выступления и мастер-классы. То, что обычно устраивает в столице Полунин, просто спектаклями назвать сложно. Достаточно вспомнить шеренги снеговиков на Старом Арбате и утонувший в белоснежных перьях сад «Аквариума», чтобы не сомневаться - I Всемирный конгресс дураков без сюрпризов не обойдется.
Прямо в воздухе перед Театром имени Наталии Сац зависнет огромный, перевернутый кверху килем парусник (корабль дураков!), а рядом разобьют Поле чудес, где зрителям будет предложено зарыть в землю свои сбережения. Маленькое уточнение: хотя на афишах и написано, что Конгресс дураков-2008 – первый, на самом деле, это не так. Первый прошел в Питере еще двадцать лет назад. Тогда все вертелось вокруг проблемы бюрократии. На нынешнем мероприятии ей тоже планируется уделить внимание – так, зрителям в антракте, чтобы войти в туалет, потребуется специальный пропуск с печатью, которую нужно будет ставить в буфете.
Вообще, легкой жизни публике лучше не ждать. Ведь клоуны на то и существуют, чтобы вовлекать народ в свои авантюры, вытаскивать его за рамки благопристойного. К тому же на шоу лучших клоунов мира выступят сплошь мастера: средний возраст 50 лет, и каждый – целый мир. Попробуй противостоять их творческой воле!
В ожидании чуда
То, как будут проходить гала-концерты, в точности пока не знает даже, наверное, режиссер Гарий Черняховский. Артисты приедут из Англии, Канады, Испании, США. Некоторые смогут вырваться в Москву лишь на один день (например, исполнитель главной роли в фильме Николая Досталя «Облако-рай» Андрей Жигалов, работающий сейчас в Германии). Про кого-то из участников Конгресса мы прежде никогда и не слышали – например, о Томаше Кубинеке из США, клоуне-трюкаче чешского происхождения. А других, напротив, мы отлично помним по Всемирной Театральной Олимпиаде, которая проходила в Москве в 2001-м. И знаем, что с ними надо держать ухо востро. Первый из этих давних знакомцев – испанец Лео Басси. Мрачный господин в очках в тяжелой оправе самой заурядной внешности больше всего напоминает пожилого клерка. Но клерка с манией величия: в его шоу «Вендетта» на сцене висит огромный портрет самого Басси в венке из роз. С публикой он ведет себя как диктатор-террорист: обливает сцену бензином и поджигает, окатывает первые ряды водой, лупит кувалдой по арбузу – да так, что мякоть летит в зал; заставляет зрителей кричать во все горло. Шоу Басси отлажено, как часовой механизм, он управляет публикой, точно удав кроликами, которых загипнотизировал: вот сейчас вы испугаетесь, а дальше – рассмеетесь.
На грани фола
Другой старый знакомый – Джанго Эдвардс, американец, давно осевший в Голландии. «Пиратская рожа – и улыбается, как роза», – писала о нем Ирина Терентьева, автор книги «Тотальная клоунада». Рожа и вправду пиратская. А как, интересно, улыбается роза? Наверное, как Джанго – нежнейше. Шуточки у него на грани фола, а то и за гранью. Он обожает, раздевшись прямо на сцене, изобразить голую женщину. Как это у него получается, даже не спрашивайте. Кажется, что главный дар сокрушительно обаятельного Джанго в умении общаться с залом. В 2001 году после спектакля в театре «Эрмитаж», он стоял у дверей в халате и лично прощался со зрителями, среди которых можно было заметить немало вполне солидных товарищей в строгих костюмах и галстуках. Так вот, даже они заметно нервничали, протягивая клоуну блокнот для автографа.
Школа клоунов
Прилетит на Конгресс еще одна мировая знаменитость. Ферруччио Солери, легендарный Арлекин из спектакля Джорджо Стрелера, будет обучать москвичей искусству комедии дель арте в «Школе для дураков», записаться в которую может любой желающий (правда, за деньги). Кроме самого Солери, среди преподавателей этого учебного заведения значатся Джанго Эдвардс, Лео Басси и Андрей Бартенев. Расписание занятий планируется напряженное: в группе Солери, например, будет всего 12 человек, которым предстоит по 5-6 часов в день осваивать премудрости комедии масок. Впрочем, можно остаться просто зрителем – удовольствие наверняка окажется не меньшим.
А еще на I Всемирный конгресс дураков спешат одесские «Маски» со спектаклем «Ромео и Джульетта». Артист этого театра, поэт по совместительству, Борис Барский переписал трагедию Шекспира на свой лад: получился очень смешной текст с налетом абсурда. А почему, собственно, и нет, ведь клоунам закон не писан!