РОСФОТО всерьез взялся за концептуальное осмысление собственной фотографической коллекции. Государственный музейно-выставочный центр открыл выставку «Минская школа фотографии. 1960-е – 2000-е гг.», исследующую уникальное явление культуры, сформировавшееся на периферии страны после Второй мировой войны.
Формирование фонда началось в 2002 году. Но только к 2013 году у кураторов появилось ощущение, что пополнять коллекции нужно не отдельными отпечатками, а сериями, формирующими цельные примеры культурных явлений, веяний и течений в России и странах бывшего СССР. Стоит надеяться, что в обозримом будущем РОСФОТО порадует ретроспекцией прибалтийских и украинских фотографических школ.
Белорусские фотографии поступили в фонд еще в 2002-м, одними из первых, но основной массив был приобретен в 2013 году. Благодаря помощи фотографа Игоря Савченко коллекция пополнилась 700 работами 14 авторов из Минска. Так сложилась предыстория выставки «Минская школа фотографии. 1960-е – 2000-е гг.». Сам термин «Минская школа фотографии» появился благодаря финскому куратору Эрику Айне, усмотревшему появление цельной институциональной единицы, выросшей на почве любительского фотоклуба «Минск» и продуцирующей современную креативную фотографию.
По словам куратора выставки Игоря Лебедева, такое явление было феноменальным: подчас интуитивно, ведущие собственных авторских мастерских начинали повторять методы и системы обучения, сложившиеся в западных арт-школах. Например, при поступлении студенты не должны были показывать свои отпечатки, но заполняли опросник из пятидесяти пунктов, обрисовывая свои художественные предпочтения и контекст, в котором они предполагали работать. Так сформировалась «Новая волна» – определение фотографического движения, которое также вошло в название выставки «Новая волна в фотоискусстве России и Белоруссии», прошедшей в 1991 г. в здании Киноцентра на Красной Пресне.
Отдельным явлением внутри клуба «Минск» стала школа Лобко (1982-1986 гг.), впоследствии переросшая в Союз фотохудожников БССР и воспитавшая большое количество значимых фотографов.
Вообще, воссоздавая западную систему обучения: с авторскими студиями, обменом, портфолио-ревю, — все двигалось к ощущению себя цельной и самостийной организацией, которая могла претендовать на явление белорусской фотографии вне контекста с остальным пространством Советского Союза. Это было мощным трамплином для появления белорусских фотографов на западной сцене. В 1991 году в США случилась знаковая выставка современной фотографии СССР — «Photo Manifesto: Contemporary Photography in the USSR», благодаря которой авторами заинтересовались серьезные культурные институции Европы и Америки.
Но развал СССР также усилил и острое чувство раскола. Для ряда авторов это стало ощутимым поводом для рефлексии. Еще во времена расцвета школы, создавая группы в группе, манифестируя и обособляясь — фотографы не усматривали единства общего высказывания. На раскол страны отреагировали также по-разному: кто-то усилил свои исследования, начав работать с новыми медиумами, как Игорь Савченко, кто-то вернулся обратно практически в пикториальную фотографию, как Сергей Кожемякин. Показательной стала ситуация на фотобиеннале в Хьюстоне в 2012 году: именно она продемонстрировала жесткую фильтрацию тех, оставшихся в контексте и нашедших новый язык, актуальный для современности, отделив их от остального большинства, идейно и прочно зафиксировавших себя в рамках старой школы.
Выставка в РОСФОТО, ставя перед собой задачу продемонстрировать мощное культурное явление, пошла на интересный эксперимент. По сути, она собрала вместе всех тех, кого история, судьба и собственные авторские представления давно и, быть может, даже непримеримо растащили по разным углам. У выставки нет разделения ни на периоды, ни на возрастные группы. Первое, что бросается в глаза — ярмарочное разнообразие техник: гуммиарабиковая печать, печать на акварельной бумаге, цианотипия, пересъемка световых проекций, тонирование. Вот с чем экспериментировали двадцать представленных авторов.
Можно усмотреть символическое деление на периоды (они не обособлены развеской): период «Фотографики» — уникального в Союзе регулярного международного фотофестиваля. К этому периоду относятся работы Виктора Бутры, Анатолия Дудкина, Михаила Жилинского, Евгения Козюли. Упомянутой школы Лобко. Период «Новой волны». Но это все для мощно подготовленного зрителя. Что откуда произрастало, сложно уловить даже ориентируясь по датам. Например современный период Минской фотографии, представленный на выставке сериями Даниила Парнюка, Андрея Колесникова и Андрея Воскресенского, можно легко отнести и к концу 80-х – началу 90-х. Хотя организаторы настаивают на уникальности альтернативного взгляда серий в пику общим тенденциям глобализации фотоискусства.
Будучи знакомым со сложным в своих перипетиях контекстом становления обособленного белорусского фотографического движения, переросшим в добротное современное искусство, куратор Игорь Лебедев делает свой,как кажется, дискуссионный вывод об актуальности работ, относящихся к нулевым.
Импонирует другая актуальность: концептуальная и современная работа с немецким фотоархивом Игоря Савченко, сделанная на контрапункте нескольких языковых систем, она явно выигрывает у гуммиарабиковой печати. Но тем интереснее находиться в подвижном пространстве, тем более, где трагедии вынесены за скобки. Здесь можно увидеть вместе те работы, которые вместе никогда не были. И вряд ли были бы. По разным причинам: от неприятия авторами друг друга, и непонимания, что делает ближний, до вопросов успешности и неуспешности, встроенности в контекст или выпадения за скобки истории.
Выставка продлится до 28 сентября.