Что представляете себе вы и что могут нарисовать в своем воображении дети, услышав слово «скульптура»? Статую в парке, «Медный Всадник» на Сенатской площади, «Давида» работы Микеланджело, а может быть легендарного петербургского героя — «Чижика-пыжика»?
В том, что понятие «скульптура» этим не ограничивается, можно убедиться в Государственном музее городской скульптуры. 25 марта здесь открылась детская выставка под названием «Про скульптуру». На экспозиции представлены работы двадцати современных петербургских скульпторов. Произведения выполнены в самой разной технике: здесь есть и вязаный автомобиль Ольги Ростроста, и пушистоволосая девушка «Инка» с очаровательными инопланетными чертами, выполненная из пластмассы и металла, и проект памятника Бродскому Ирины Ярошевич (кстати, тендер выиграл другой проект, но памятник так и не был установлен).
Сюжеты для скульптуры самые разные: что-то — из мифологии, что-то — из инопланетной и сказочной жизни, некоторые — из повседневного быта. Также разнообразны используемые материалы: камень, керамика, и даже ржавые бытовые приборы, бывшие когда-то частью утюга, настольной лампы, кастрюли и еще некоторого количества вещей, которые наверняка оказались бы на городской свалке, не попади они в руки художника. Вы когда-нибудь были в мастерской скульптора? «Про скульптуру» дарит эту возможность.
Все произведения экспонируются не на подиумах и постаментах, а на обычных деревянных полках — так, будто бы посетители выставки попали в гости к скульптору. Одна из скульптур, уже упомянутого скульптора Ирины Ярошевич, усиливает это впечатление: это даже не скульптура, а рабочий каркас для скульптуры с небольшим количеством необожженной глины.
Второй зал отдан скульптору Андрею Комаровскому. Комаровский закончил вечерний рисовальный класс в Академии Художеств Санкт-Петербурга, с детства любил все делать руками. Долгое время скульптор жил на Крите, в тех местах, где почти не встретить туристов. Один из вариантов ручного труда на Крите — керамика, так как именно здесь очень много глины. Андрей Комаровский лепит в технике раку — вылепливая скульптуру, потом достаточно быстро нагревая ее в печи при температуре от 800 до 1000 градусов. После этого некоторые части произведения Комаровский покрывает медной глазурью, некоторые — глазурью без примесей, некоторые — оставляет так. При обжиге скульптор закрывает горячую вещь от доступа кислорода, при этом опилки начинают коптеть и возгораться. На неглазурованную поверхность садиться дым, вследствие чего, она становится черной. Медная глазурь становится ярко-медной с зеленоватыми оксидами, а глазурь без примесей — белой.
Но все-таки главные герои выставки — дети, именно для них все изначально и организовывалось. Мало того, здесь они смогут даже сделать свою скульптуру или памятник из деревянных заготовок и установить его в любимом городе! Это может быть памятник другу, любимой собаке, или, например, монумент, посвященный велосипеду. Волонтеры помогут юным скульпторам справиться с непослушным материалом.
В дни весенних каникул, с 25 по 31 марта, Андрей Комаровский будет проводить мастер-классы по керамике. После окончания каникул, с 1 по 28 апреля по субботам и воскресеньям в 13:00 и 15:00 здесь будут проходить мастер-классы под руководством современных петербургских скульпторов.