VashDosug.ru составил 3 практических совета, которые помогут подготовить ребенка к учебному году, пройти этап адаптации к новой среде спокойно и с удовольствием и не превратить обучение в сущий кошмар!
Три месяца вальяжных каникул совсем скоро подойдут к концу, и нашим любимым непоседам опять придется сесть за парту, вычитать и умножать, буквы разные писать и вспоминать все то, что унесли из головы теплый летний ветер и шумные игры во дворе. Как настроить детей на учебу и воскресить в их памяти такие понятия, как дисциплина, порядок и знания?
1. Отбросить преувеличенную важность
Любая важность создает препятствие, это такой «порожек» в голове, о который спотыкается естественное течение жизни. Не говорите ребенку: «Вот, уже скоро ты пойдешь в школу, так что не заигрывайся в свои игрушки, хватит бегать без конца гулять, ложись спать, иначе будешь ходить вялый, ничего путного из тебя в школе не выйдет, если будешь таким безалаберным». Не грузите ребенка ответственностью, смысла которой он еще не понимает. Не нужно пугать школой и упрекать в чрезмерной активности мимо образовательного процесса. Оставьте детям детство, непосредственность и безусловное веселье, пусть каникулы будут каникулами, а не подготовкой к каторге. Это особенно важно для младших школьников, чей фундамент восприятия окружающей социальной среды только формируется. Если с первого класса он возненавидит школу, то и в пятом, и в одиннадцатом вряд ли воспылает к ней любовью!
Итак, чтобы не получилось, как в анекдоте про Вовочку, который 1 сентября пришел домой, пнул портфель и закричал: «Что ж вы не сказали мне, что эту шарманку мне крутить целых 11 лет», не принуждайте ребенка резко ломать режим каникул и не пугайте школой. Важность рождает нервозность, здоровая нервная система еще не раз пригодится ему в будущем!
2. Не делать из ребенка идеал для окружающих
Психологи утверждают, что перфекционизм — это болезнь. Многие мамы, потакая своим каким-то нерешенным психологическим проблемам, стараются сделать из ребенка эдакий образец для всеобщего подражания. «Вот, мол, какой у меня правильный ребенок: не грубит, не спорит, воспитанный, дисциплинированный, нарядный стоит на линейке и все у него как надо. То ли дело вот тот сорванец: дергается, без конца болтает, двоечник, наверное».
Как показывает практика, тот, кто в младших классах «дергается, без конца болтает», зачастую просто обладает живым интересом к жизни и хорошим запасом энергии. А вышколенные «образцы примерного поведения», даже вырастая, остаются зажатыми, неудовлетворенными и пугливыми. Не нужно быть хорошим для всех и без конца думать о том, что о вас подумают люди. Дети не понимают еще этих взрослых игрищ в репутацию и статус. Позвольте ребенку одеть удобную одежду, не вяжите ему бантики, если он этого не любит, не заставляйте носить лакированные туфли, если ему комфортно в мягких мокасинах. Такие, казалось бы, мелочи уберут излишнее напряжение и помогут ребенку чувствовать себя расслабленно в любой ситуации.
Не ставьте детям жестких табу. Один мальчик, напичканный родителями правилами дисциплины на уроках, стоя на линейке, упал в обморок: у него очень сильно болел животик, а сказать он об этом кому-либо боялся, потому что мама наказала: «Не разговаривай, не вертись! Стой смирно!»
3. Плавно и с удовольствием
Подготовка к школе примерно за неделю до 1 сентября, безусловно, необходима. И приучать к дисциплине тоже нужно, просто другими методами. Не создавать из этого проблему, а попробовать научить любить учебу, получать удовольствие от приобретения новых знаний, изучения интересных предметов. Говорить ребенку, что он ходит учиться не за хорошими оценками, а с целью изучать этот мир, расширять кругозор, искать то, что ему действительно интересно, хорошо получается и открывает в нем новые таланты! Тогда ребенок сам будет ждать с нетерпением начало учебного года, будет с любопытством штудировать учебники и делиться с родителями новыми впечатлениями. Любой ребенок — натура увлекающаяся, задача родителя — направить его в нужное русло и поддерживать само желание развиваться.
Разговаривайте с ребенком, приучайте его высказывать свое мнение, рассуждать, проговаривать проблемы и искать их решения. Не выходит у него складывать столбиком, или Сидоров с задней парты за косички дергает — и приходит чадо грустное, и не хочет на следующий день в школу идти. Возьмите за правило каждый день спрашивать ребенка о том, как он провел день, тогда он, во-первых, будет вам доверять, а во-вторых, научиться справляться с проблемами, а не пасовать перед трудностями.
Перед началом учебного года поговорите с ребенком о том, что бы он хотел узнать нового в будущем году, какие дисциплины нужно подтянуть, подытожить проблемы прошлого года и составить небольшой план на будущий. Важно, чтобы главным спикером был ребенок, чтобы не вы ему говорили: «Подтяни математику! У тебя тройка в четверти была!», а он сам учился видеть свои недостатки и озвучивать проблемы. Вы только ненавязчиво подсказываете, например: «давай подумаем, как нам быть с математикой». И не забывайте, что каждому ребенку необходим сильный пример взрослого. Если вы не будете сами демонстрировать эрудицию и стремление к развитию, вашему ребенку будет очень сложно культивировать эти качества в себе. Все дети делают Ctrl+C — Ctrl+V из характера личности родителей.