В преддверии премьеры песочного шоу, превратившегося в музыкально-визуальный спектакль по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери, VashDosug.ru пообщался с PR-директор и sand art художником проекта, которые рассказали о новом шоу, истории Sand artа, а также творчестве и вдохновении.
Мария Артемьева, PR-директор проекта «Музыка песка»:
— Мария, какова история искусства песочной анимации? Когда, где и как родилось это направление?
— Основоположницей этого жанра искусства стала канадская режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф, сделавшая свой первый анимационный фильм из песка еще в 1969 году. Техника sand арта сама по себе очень выразительна для создания настроения, может быть именно поэтому лучше всего, благодаря песку получаются картины не сюжетные, а импрессионистические, музыкальные и ностальгические. Примером тому служит фильм Евгения Сивоконя «Засыплет снег дороги». Вообще, российские sand-художники внесли свои идеи в историю и развитие песочной анимации, используя в качестве материала не только обыкновенный, но и цветной песок, муку, кофе и даже специи.
— Насколько в России популярна песочная анимация?
— В России рисование песком и на песке, в формате живых выступлений, появилось в 2006 году на презентации радиостанции «RELAX FM». Молодые творцы пробовали свои силы в создании легких образов под расслабляющую музыку. После этого опыта у нас серьезно заговорили и задумались о Sandartе, как о новом искусстве. Стали появляться художники, желающие приобрести навыки рисования песком. Множество артистов буквально влюбились в «песок» и последовали за нами. Время, интерес и упорство сделали свое дело и дали право российским художникам наравне с зарубежными мастерами занять свое место в летописи истории Sand arta.
Сейчас появляется все больше школ для детей и взрослых, sand art используют и как терапию... Но настоящих художников-творцов сильных в техническом и образном планах, готовых постоянно развиваться и совершенствовать свое мастерство — не так много. Приятно отметить, что лучшие из них (а мы очень внимательно и долго изучали работы московских и петербургских художников) сотрудничают с нашим проектом «Музыка песка».
— Расскажите о проекте «Музыка песка». Как родилась идея? Кто является создателями и «главными героями» проекта?
— Автором идеи и создателем проекта является продюсер и композитор-исполнитель Арсений Трофим. Вдохновившись песочными картинами, Арсений почувствовал, что sand art очень подвижное искусство, и для того, чтобы раскрыть его в полной мере — музыка подходит идеально. Поэтому «Музыка песка» сильна именно тем, что героями проекта в равной степени выступают песочная анимация и музыка, и все это, происходит прямо на глазах у зрителей.
Арсений Трофимов, композитор, автор и руководитель проекта.
— Что ждет зрителей шоу «Маленький принц»?
— Программа «Маленький принц» посвящена вечным ценностям. Гостей ждет новый взгляд на сказку Антуана де Сент-Экзюпери, которая не может оставить равнодушным ни одного читателя, а теперь уже и зрителя. Актер Александр Мицкевич, sand art художник Марина Соснина, композитор и пианист Арсений Трофим станут проводниками в мир настоящего волшебства.
Это, как нам кажется, очень песочная история — такая удивительная и трогательная, здесь к песку и музыке прибавляется еще и сильное слово. А еще, это первое живое шоу с цветным песком. Шоу может позволить себе собирать большие залы и на каждом из концертов все переживается как впервые, каждое движение уникально. Каким будет настроение зала, город в котором проходит выступление — все это создает неповторимую атмосферу.
Марина Соснина, художник:
— У каждого свой путь. Не важно, где я сейчас иду, какой конечный пункт. Всегда есть возможность творить, для меня это способ общения, познания мира, людей, себя… А началось все с желания быть счастливой, заниматься тем, что любишь и хоть немножечко уметь творить чудеса и дарить их людям. Так из года в год творческие сказки для деток и их родителей приобретали все больший диапазон возможностей их рассказать — с помощью театра теней, живописи, и вот наконец, стали рождаться сказки на песке.
Песочная анимация — это та сказка, которую я могу рассказать своими руками. Но важно не это! Важно, что бы мои рассказы оставались в сердцах людей. Сейчас мое увлечение переросло в огромный проект, в котором живет замечательный коллектив талантливых и идейных людей. Вместе мы организуем много разных проектов, от благотворительных занятий до фестивалей песочной анимации.
«Sand-Petersburg» (совместный проект студии SandARTist и фонда Михаила Шемякина — прим.ред.) — один из моих любимых, он включает в себя серию тематических концертов, выставку картин в технике «песчаная живопись».
— Что может вызвать у вас желание создать песочное произведение, вдохновить вас?Случается ли так, что перед сочинением вы составляете какой-то план или сюжет, по которому потом строго работаете?
— Обычно отправной точкой служат эмоции, желание выразить свои чувства. Я люблю наблюдать за всем, что меня окружает меня, истории рождаются когда слушаешь музыку, когда смотришь в небо и закрываешь глаза, когда читаешь книгу, слушаешь рассказ человека.. Обычно я делаю эскизы, зарисовки карандашом, затем раскадровку. Это как черновик у любого поэта и музыканта, чтобы лучше рифмы уложить. Но, только слушая музыку, могу рисовать ее без эскизов! Это сравнимо со свободным полетом, музыка, как ветер, задает тебе направление, рисовать что чувствуешь.
— Кто является вашей основной аудиторией?
— Любой зритель может вступить в диалог со мной, общаться на языке чувств могут абсолютно все, независимо от возраста и культурного фона.
— На какие еще известные сценарии вы делали шоу? Есть любимые?
— Для меня неважно известный сценарий или нет. Главное, что ты берешь на себя ответственность правильно донести мысль автора до зрителя. Самыми интересными и волнующими были: «Сказка про сапожника или один счастливый день папы Панова» (по мотивам А.Толстого. Спектакль проходил в Вильнюсе), «Времена года» Антонио Вивальди на сцене Театра оперы и балета, совместный концерт ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга» под управлением Михаила Гантварга.
Безусловно запомнилась литературно-музыкальная программа «Образ рыцаря», проходившая в моем родном Петербурге, в Фонде Михаила Шемякина, — известный актер кино Владимир Кошевой читал произведения Гумилева, Высоцкого, Бродского, за роялем была знаменитая пианистка Ксения Башмет. А этим летом во Франции, в рамках театрального фестиваля «Festival OFF d'Avignon 2013», мы представили проект «Danser Baudelaire» — это был некий синтез поэзии Шарля Бодлера, музыки, танца и песка.
— Марина, для тех, кто решил заняться sand art-ом, расскажите немного о технике рисования, необходимых материалах?
—Техникам и способам рисования песком мы обучаем по разработанной нами программе. Я разработала методику преподавания технике песочной анимации «Песочные истории», в нее входят как упражнения для развития моторики рук, так и задачи на развитие воображение и фантазии, сказкотерапия и многое другое для детской и взрослой аудитории.
Ну а песок, у каждого свой, как своя кисть, своя консистенция красок. Да, это главный инструмент, но не единственный! Зритель, как в театре, должен видеть хорошую игру света и тени, где руки, как настоящие актеры, танцуют в такт музыке. Только умело сочетая все эти инструменты можно успешно преподнести интересно продуманный сценарий песочной анимации.
— Что для вас значит грядущая сказка «Маленький принц»?
— Для меня это не сказка, ведь каждый из нас встречает «Маленького принца» на своем пути. Важно разглядеть, понять, говоря словами Лиса — «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...».