Спектакль Светланы Дорожко «Расскажи мне про Красную Шапочку» в Театре марионеток им. Е. С. Деммени — чудо что за штучка!
Такое ощущение, что накануне его создатели собрались обсудить замысел, будучи в прекрасном настроении и переполненные вдохновением (это важно), а потом, оказавшись в пучине радостного фантазерства, буквально закидали друг друга идеями, которые сложились вот в такую прелестную постановку («музыкальную шутку в трех частях» по паспорту). Так ли было, или нет — но в спектакле с первых минут воцаряется атмосфера веселого шалопайства, легкого ненатужного юмора и игры, доставляющей удовольствие всем участникам. Поэтому и рассказывать о нем хочется так же — перебивая саму себя, описывая остроумные придумки и пытаясь передать невесомый дух озорного творческого хулиганства.
Итак, перед нами рассказчики — семейка Красношапкиных: Дочь (Дарья Набокова), Мама (Анна Миронова), Бабушка (Мария Мирохина) и, что характерно, Папа (Алексей Мельник/Илья Лисицын). Уже небанально — в сказке про Красную Шапочку (хоть и по мотивам) присутствует ближайший родственник мужского пола и вполне себе симпатичный, не злодей, не мертвец, не ушедший далеко и надолго. Красношапкиных играют актеры в живом плане: костюмы с уклоном в клоунские, грим — с уклоном в мимов, ну оно и понятно — реверанс французу Перро. Предание о девочке и волке — семейная реликвия этого рода, в доказательство чего их дом (а перед нами гостиная) украшают разнообразные атрибуты легенды: на стенах пейзаж с темным лесом и крупный портрет бабушки-победительницы, папа читает газету «Красная Шапка», серый хищник присутствует (как элемент декора) и в карнизе, и в гардеробной вешалке, и даже чайник (электрический, с кнопкой!) у них в форме волчьей головы (здесь и далее — аплодисменты художнику Александру Алексееву). Как раз за утренним чаем у Красношапкиных и заходит разговор о сказках и о своей, фамильной, которая на самом деле кажется довольно скучной, если рассказывать ее, как положено.
«Сказки нужно рассказывать так, чтобы дети понимали, кому сопереживать!» — провозглашает Бабушка и предлагает свою версию, «сказку по-другому», а за ней — Папа и Дочка. Красношапкины раскручивают историю каждый на свой лад, получается та самая шутка в трех частях, а играют в этих фантазиях уже куклы, марионетки, «маппеты» и планшетные, все очень живописные, характерные.
Бабушкина Красная Шапочка, аккуратная нарядная куколка, хороша до безобразия — настолько послушная и пригожая, что даже у Волка сводит скулы от ее приторности и скуки (ну, и от голода немножко). Зато Бабушка стреляет в волка из ружья в положении лежа и вообще выглядит настоящим героем. Бабушка (та, которая рассказчица) даже сказку предлагает так назвать: «Бабушка — молодец!». Понятно, кто тянет одеяло на себя в этой части спектакля, не так ли?! С первенством пенсионерки совершенно не согласен Папа. В его изложении Красная Шапочка — это маленький домашний ниндзя, девочка-кибальчиш, из которой не надо делать нюню. Узнав о волке, она начинает дрожать мелкой дрожью (не от страха, ясное дело, — от предвосхищения битвы) и радостно обвешивается оружием. Эта Шапка не церемонится с лесными жителями: Заяц (белая панамка, как в послевоенных пионерлагерях, майка и синие шорты) «Лесом клянется», что он не Волк, но свой пинок все равно получает; Волк (в костюме-двойке а-ля товарищ Дынин) вообще не успевает ничего понять, как отправляется к праотцам.
В версии Дочки Красная Шапочка болтлива до сумасшествия, ей даже соответствующий головной убор дали для того, чтобы он сигнализировал окружающим о приближении опасности; заткнуть ее можно только огромным пирожком и то ненадолго… Она не избежит участи быть съеденной, но выйдет из волчьего нутра преобразившейся — тихой и скромной. Надо заметить, что все описанные Красные Шапочки придуманы и сыграны довольно сочно, без полутонов, в эстетике близкой фарсу, если такое возможно в детском театре. Их типажи (правильная, боевая, надоедливая) обострены до комического идиотизма (это словосочетание комплиментарно), а в соединении с текстом, который они несут, и с песнями, которые они поют, это смотрится невероятно смешно. К слову, о песнях (здесь аплодируем композитору Татьяне Алешиной) — они добавляют колорита каждой части трилогии, и каждая сочинена в своем стиле.
Партия первой Шапочки «Как хорошо быть умницей» — классическое тра-ля-ля пасторальной барышни; песня второй Шапочки, чей цвет (красный — цвет воинственности) предупреждает: «Волк, тебе скоро конец!» — воинственный марш; у третьей и вовсе своя музыкальная тема с лейтмотивом «Le petit chaperon rouge» («маленькая красная шапочка», стало быть, по-французски) — что-то вроде зонгов из драматического мюзикла, хотя эта болтушка и рэп читает.
Словом, все в этой постановке — оригинальные режиссерские придумки, самозабвенная игра актеров, прекрасные декорации и куклы, замечательная музыка — оставляет впечатление слаженной театральной работы, обаятельной и неглупой. Общее настроение и чувство юмора, конечно, роднит этот спектакль с фильмом Гарри Бардина «Серый Волк энд Красная Шапочка». И это родство тоже радует. Хотя эти радости доступны в первую очередь взрослым. «Расскажи мне про Красную Шапочку» — спектакль не для малышей; заявленной категории 4+ я бы добавила еще пару лет, чтобы старания создателей не пропали даром и могли быть оценены детками, которые способны уловить игру со смыслами.
А что же Мама? — вероятно, спохватились вы. В истории же еще была Мама, где ее версия? А Мама, доложу я вам — хотя и так уже открыла слишком много, но и удержаться от описаний невозможно — неожиданно и по-тихому в финале обзаводится еще одним ребенком, и это мальчик. Семья Красношапкиных в восторге: теперь и ему можно будет рассказывать сказки на все лады. А начать можно хоть с Буратино!