13 декабря в 19.00 в кинотеатре «Москва» состоится премьера фильма «Замок», снятого по роману Франца Кафки. Автор фильма — самый независимый режиссер Петербурга Константин Селиверстов.
Наш корреспондент встретился с режиссером, чтобы узнать, что такого привлекательного для кинематографа нашел он в произведениях не самого веселого автора.
— Константин, в 2013 году вы уже экранизировали роман Кафки «Процесс». Теперь «Замок». С одной стороны, это логично. С другой — не рефрен ли это?
— «Замок» в творчестве Кафки логически вытекает из «Процесса», является его своеобразным продолжением. Не сюжетным, конечно, а философским. И мне показалось интересным попробовать сделать подряд две экранизации этих великих романов. Что в итоге получилось, вы увидите вскоре на премьере.
— Все произведения Кафки пронизаны уникальным авторским стилем, своеобразным абсурдом. Как вы считает, вам удалось сохранить эту стилистическую особенность в своем фильме?
— О фильме должны судить зрители, а не авторы. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы максимально адекватно передать атмосферу романа. Но все же не забывайте, что язык кинематографа очень не похож на язык литературы. Это два совершенно разных вида искусства, которые очень сложно сравнивать друг с другом. Надеюсь, конечно, что поклонники творчества Кафки не будут разочарованы. Главное, чего хотелось бы мне избежать, — это иллюстративности. Кино — не иллюстрация романа движущимися картинками. Снимать такое совершенно не интересно. Мы стремились создать совершенно самостоятельное произведение. Книга же явилась в данном случае мощным катализатором вдохновения.
— В романе действуют некие силы, разрушающие жизнь главного героя. Как вы считаете, главный герой сам виноват в тех обстоятельствах, которые вокруг него складываются?
— Главный герой ведет с этими разрушительными силами решительную борьбу. Проблема в том, что он играет по правилам, которые выгодны этим силам, то есть по их правилам. И, разумеется, в этом случае он обречен на поражение.
— Кафка не закончил свой роман, оборвав его буквально на полуслове, а как вы заканчиваете свой фильм?
— Давайте все-таки сохраним интригу. Скажу только одно: финал совершенно не противоречит тому, как Кафка собирался завершить свою книгу.
— Большинство актеров, задействованных вами в «Замке», уже снимались у вас в «Процессе». Совпадение?
— Не думаю… Действительно, главные роли исполнили актер БДТ им. Г.А. Товстоногова Антон Шварц (землемер) и актриса Театра им. Ленсовета Наталья Шамина (Фрида). В фильме «Процесс» у них получился запоминающийся дуэт. И, поразмыслив, я решил его не разрушать. Мне кажется, что оба справились с непростой творческой задачей. Их работой в фильме я очень доволен. Что касается новых для меня лиц, то в роли хозяйки постоялого двора зрители увидят известную актрису театра и кино, заслуженную артистку России Зою Буряк, которой я также очень благодарен за участие в проекте.
— Я знаю, что вы уделяете большое внимание музыке в своих фильмах...
— Да, с музыкой мне опять (как и в «Процессе») очень повезло. На этот раз композитором выступил Артем Самойленко, с которым мы впервые сотрудничаем. И я надеюсь, зрители оценят его замечательную работу. Как, кстати, и работу художника Лали Модебадзе, поработавшую над созданием интерьеров.
— Первоначальный замысел фильма никогда точно не совпадает с итоговым результатом. Как у вас получилось в данном случае?
— Первоначальный замысел — это все-таки не полноценный, не завершенный образ фильма. Это всего лишь некое состояние души, заставляющее нас думать, работать, творить. Постепенно замысел обрастает многочисленными подробностями и появляется чудо под названием кино.
— Насколько Кафка сегодня актуален?
— Актуален как никогда. Если не считать роман Альберто Моравиа «Конформист». Но об этом мы, наверное, поговорим с вами в следующий раз…