Буквально на прошлой неделе, на платформе Netflix вышел долгожданный «Ведьмак». Сразу все серии первого сезона – щедрый подарок страждущим фанатам.
После просмотра первых серий радость и умиление быстро сменились недоумением. Интернет зашептался, мол, ребята, это не тот Ведьмак, которого мы читали, и в которого мы играли. Разберемся, чем всемогущий Netflix не угодил фанатам игры и книг о суровом борце с нечистью Геральте из Ривии.
Фанаты «Ведьмака» делятся на два лагеря: читатели и геймеры
Серия книг Анджея Сапковского — крепко написанное фэнтези, с продуманной сеткой персонажей, лихим сюжетом, приправленное в нужных местах размашистой эпичностью.
Игра, созданная польскими гейм-дизайнерами — настоящий шедевр, с какой стороны ни подойди. С 2007 года и по сей день, армия поклонников игровой вселенной, основанной на серии романов Сапковского, растет, и множится. Но игра в этой истории стоит особняком. Сериал построен исключительно на книге и на территорию игры не заходит.
Кто-то, возможно, не знает, но сериал Netflix – не первая экранизация Саги о Геральте. В 2002 году выходила польская, так сказать, «отечественная» версия фильма. Но была она настолько плоха, что очень быстро канула в лету, не оставив по себе никакой памяти. Так что, у создателей новой версии были козыри в виде денег Netflix и веры в проект аж двух фанатских армий. Попробуем разобраться, что же не получилось.
Подбор актеров
Генри Кавилл, конечно, не тот Ведьмак, которого все ждали. Суперменский типаж намертво прилип к нему, и что он будет дальше делать с этим громоздким образом типичного американского супергероя не очень понятно. В образе Геральта из Ривии Кавиллу как будто тесновато, как и в кожаных ведьмачьих штанах и куртке. Из-за этого дискомфорта актер часто, или переигрывает или не доигрывает и, в целом, смотрится как-то скованно. Отдельно стоит сказать про белый, длинноволосый парик главного героя. Черт, да мы такое видели последний раз в фильме «Гардемарины, вперед!»
Не секрет, что все ждали в этом сериале харизматичного датчанина Мадса Микельсена. Даже в фанатских роликах и фанартах видно, что образ Ведьмака сидит на нем как влитой. Но нет. Мадсу эту роль даже не предложили. Зато в кадре периодически появляется его старший брат — Ларс. Ему досталась небольшая роль коварного колдуна. В целом, каст, как будто, делался наспех. Ощущение, что создатели решили не заморачиваться и добить образы гримом и костюмами. К сожалению, этого оказалось мало.
Находкой можно считать британскую актрису по имени Аня Чалотра. Она хороша в роли колдуньи Йенифер, и пока в ней одной заметны желание и потенциал для развития сложного и красивого образа.
В общем, с кастом, создатели умудрились не угодить и фанатам игры и фанатам книги. Понятно, что «я художник и я так вижу», но это непростительная недальновидность, учитывая неугасающую популярность серии книг и компьютерной игрушки. Помните, как скрупулезно подошел Питер Джексон к касту для Властелина Колец и Хоббита и доведению образов до идеала. Благодаря такому подходу он был прощен за некоторые вольности в обращении с сюжетом книги даже самыми оголтелыми толкиенодрочерами.
Сюжет
Ладно, к актерам можно привыкнуть. Все же набрали, хоть и несколько не в тему, но профессионалов. А вот сценаристы проделали в проекте неслабую дыру.
«Сага о Геральте» начинается с серии новелл, в которых Сапковский лишь «заряжает» основной сюжет. Новеллы – пролог к основному повествованию. В них читатель знакомится с миром и героями.
Сценаристы в попытках уйти от линейности смешали начало и середину книжного сюжета и для человека, не читавшего литературный первоисточник, понять, что происходит довольно сложно. Мы видим несколько параллельных историй, разнесенных по времени, но, к сожалению, прямых указаний на разные временные плоскости в фильме нет. Можно с уверенностью сказать, что многие просто бросят смотреть после примерно третьей серии, потому что запутаются и заскучают.
Есть подозрение, что верстая сценарий, создатели держали в голове пресловутые «Престолы», где история выстроена безупречно и сюжет не отпускает из серии в серию и из сезона в сезон.
«Ведьмак» — другой. Более «сказочный», с гораздо менее очевидной претензией на средневеково-феодальный реализм. Понятно, что избежать сравнения шансов практически не было, ну так тем более надо было постараться и выдержать дистанцию с проектом, популярность которого все равно пока не перекрыть.
Шансы у сериальной истории о Ведьмаке есть. «Сага о Геральте» мало чем уступает «Песни льда и пламени» в части эпичности, интриги и неожиданных сюжетных поворотов. Желание сразу «взять быка за рога» и погрузить зрителя в действие, на первом этапе подвело создателей. Поторопились. Но, если первый сезон задумывался как «подводка» к основной истории, то, пожалуй, можно еще надеяться на то, что проект пойдет в гору и вернет себе лояльность аудитории.
Картинка
Здесь тоже не все гладко. В первой же серии можно заметить очевидные ляпы. Например, в одной из боевых сцен, главный герой кидает меч в противника. Меч пронзает тело насквозь и застревает. Через секунду, Геральт продолжает двигаться дальше снова с мечом в руке. Магия? Нет. Склейка настолько грубая и очевидная, что становится даже обидно. Netflix обычно не грешит такими вещами. Невольно начинаешь думать плохо о создателях сериала. Неужели они с самого начала были уверены, что аудитория не рассмотрит очевидную лажу сквозь слезы радости и умиления?
От подобных фильмов всегда ждешь визуальных ништяков. Хорошая компьютерная графика – знак качества современного экранного фэнтези. В Netflix это точно знают, мы верим. Тогда почему, разрази их Кэмерон, анимация такая дубовая, а персонажи отрисованы на уровне современных российских страшилок? Позвали бы на помощь создателей игры что ли.
К боевым сценам претензий, вроде бы, нет. Но видели и лучше. В массовых сценах люди на задних планах размахивают оружием как дворовые мальчишки подобранными с земли палками.
Местами операторская работа хороша. Общие планы, природа сняты отлично. Средневековый антураж выстроен и дорисован убедительно. Но этого опять мало. В картинке все время чего-то не хватает.
В чем проблема
Думается, что создатели торопились. И это коснулось всех составляющих конечного продукта. О причине суеты, которая порядком подпортила конечный продукт можно лишь гадать. Но есть гипотеза.
Только что закончилась «Игра престолов», которая свела с ума весь мир. У аудитории ломка. До спин-оффа еще далеко. В этих условиях лучший способ собрать кассу - как можно скорее подсунуть зрителю похожий продукт.
Попытки подогнать «Ведьмака» под стандарты «Престолов» и уложиться в сроки таким образом, чтобы и «Престолы» еще не забылись и спин-офф не замаячил на горизонте, дали тот результат, о котором мы сейчас говорим.
Будет сложно убедить аудиторию смотреть второй сезон, но если создатели учтут ошибки, есть надежда, что ведьмак вырастет в нечто интересное и отличное от легендарного проекта HBO. Верим, и надеемся.