Если Италия не ассоциируется у вас исключительно с пастой, пиццей, эспрессо и вулканом Этно, то эта новость – для вас. Ежегодный фестиваль нового итальянского кино (N.I.C.E) пройдет в кинотеатре «Родина» с 18 по 25 марта.
Кадр из фильма «Конфетка»
О, Италия! Страна незыблемых традиций, интересных людей и великой киноэпохи «неореализма». Только итальянский парикмахер может вывесить объявление: «Кому нужна качественная стрижка в стиле “9-бальный шторм”, обращайтесь». Только итальянские жены готовы объединиться против слишком сексуальной барменши из местного кабачка, где днюют и ночуют их мужья. Только итальянская кинозвезда, даже в 85 волнующая мужчин своими формами, может заявить: «В кино надо показывать душу, а не бюст». Только итальянский режиссер способен, размышляя о жизни, заявить, что она – «смесь магии и макарон, фантазии и реальности». И после недолгого раздумья добавить: «Кино – это магия, макароны – реальность». И завершить свою мысль неожиданным пассажем: «Или наоборот».
Развеять сомнения великого Феллини и решить, что все же реальнее – кино или спагетти – непросто. Пища духовная и еда телесная существуют параллельно, порой враждуя друг с другом, порой соприкасаясь, но ни без той, ни без другой наша жизнь невозможна. И аромат дымящихся макарон порой способен пробудить фантазию, не меньше, чем рассказанная кем-то история.
А историй этих на нынешнем фестивале будет немало. Так что возможность «проверить» магию реальностью – или наоборот? – предоставляется уникальная. Новое итальянское кино – стык комедии и трагедии, гротеска и драмы. Новое итальянское кино соединяет в себе психологизм и экшн, лиризм и социальный пафос. Молодые режиссеры все чаще дедукции (от общего к частному) предпочитаю индукцию (от частного к общему). Рассказывая о глубоко личном, концентрируясь на отдельных человеческих судьбах, они доступным им языком кино пытаются рассказать о своей стране, о людях, в ней живущих, о непростых временах, которые вместе со всей Европой переживает сегодня Италия. И если Андреа Молайоли, прикрывшись изящно-кондитерским названием «Конфетка», довольно жестко раскрывает все темные стороны и обманные схемы современного финансового мира, то Джамбаттиста Авеллино в своей картине «Кто-то говорит “нет”» умудрился (ну просто в духе нашего Данелия – легко, весело, но и с грустью, и с печалью) рассказать историю трех молодых выпускников университета, чья взрослая жизнь начинается с… тупика. Потому что если у тебя в этом мире нет больших связей и отличных рекомендаций, то что это значит? Да, вы правы – и у них, как у нас.
Кадр из фильма «Кто-то говорит “нет”»
Чтобы понять настоящее, следует вернуться в прошлое. Чтобы предвидеть будущее, стоит задуматься о настоящем. Это аксиома, которую итальянские кинематографисты не просто усвоили, а возвели в художественный принцип. И поэтому нет ничего удивительного в том, что Джорджия Чечере действие своего фильма «Первое назначение» ( призер Фестиваля N.I.C.E., Флоренция-2011) переносит в 50-е годы прошлого века, где на фоне оливковых рощ, деревенских пейзажей разочаровывается, взрослеет, страдает, открывает мир юная героиня. А «20 сигарет» Аурелиано Амадеи – фильм во многом автобиографичный – рассказывает о реальных событиях, свидетелем которых был автор. Теракт в Нассирии 2003 года, во время которого погибли итальянские солдаты, – повод не столько для обличения виновных в гибели людей, сколько для размышлений о том, какую роль в нашей жизни играет нелепое стечение обстоятельств и… обыкновенное чудо.
Кадр из фильма «20 сигарет»
Об этом же – о чуде – и лента Массимо Натале «Лето Мартино». Грустная и трепетная история о мальчике Мартино, переживающем смерть матери и полное непонимание с отцом и старшим братом, рассказана с большим тактом и любовью к герою. Который, конечно же, заслужил встречу с самыми главными чудесами – дружбой и любовью. Стоит отметить, что действие ленты также происходит на фоне реальных событий 1980 года – теракта в Болонье.
К сожалению, рассказать подробно обо всех фильмах-участниках фестиваля невозможно. Поэтому только назову остальные – «Родной и чужой» Рики Тоньяцци, «Весь этот мир – твой» Франческо Фалласки, «Тихая жизнь» Клаудио Купеллини, «Жизнь одна, возможно, две» Алессандро Аронадио.
Между прочим, в этом году впервые на церемонии открытия фестиваля будут показаны два документальных фильма. В Италии в последние годы наблюдается резкий рост интереса к документалистике, доказательством чего является создание Национальной ассоциации итальянских документалистов. В Петербурге покажут две ленты режиссеров из Флоренции – именно флорентийская киноассоциация стала «застрельщиком» включения в программу документальных фильмов – «Hit The Road, бабушка» Дуччо Кьярини и «The Cricket» Стефано Лоренци.
И несколько слов об основных событий, которыми традиционно считаются открытие и закрытие любого киносмотра. Нынешний откроется показом ленты одного из лучших представителей современного итальянского кино – Пупи Авати – «Большое девичье сердце». А закроется торжественным приемом в Эрмитаже, где покажут легендарный фильм Лукино Висконти «Гепард» с великолепным Бертом Ланкастером и молодыми Аленом Делоном и Клаудией Кардинале в главных ролях.
Конечно, как всегда будут и награды – своих обладателей найдут приз зрительских симпатий, приз за лучшую режиссуру. Но главной наградой, разумеется, будут зрители, которые придут на показы, потому что (очень хочется в это верить!) магия кино и есть самая настоящая реальность. Интересно, что по этому поводу сказал бы синьор Феллини?