В Петербурге завершился XXI Фестиваль нового польского кино. Его итоги подводит вице-президент Петербургской Федерации Кинопрессы — Алексей Дунаевский.

Алексей Дунаевский известен не только своими киноведческими работами — «Оскар. Неофициальная история премии», «История Каннского кинофестиваля» и многие другие, радио-передачей «Блокбастер с Алексеем Дунаевским» и книгами об английском футболе. Представитель петербургского сообщества болельщиков клуба «Манчестер Юнайтед» одновременно является еще и программным директором ведущих российских кинофестивалей. Поэтому об итогах Нового польского кино, молодых режиссерах и современном кинопрокате «ВД» решил поговорить именно с Алексеем Дунаевским.

Алексей, расскажите, какими были критерии отбора фильмов для этой программы, и каковы же итоги фестиваля?

Как только начинается новый фестиваль, сразу спрашивают: каков принцип отбора? И если я скажу — на мой вкус, тут же начнется свистопляска, потому что я беру ответственность за отбор на себя. Поэтому мы пытаемся руководствоваться определенными критериями — премии в Гдыне и Варшаве, резонанс, вызванный фильмом в Польше и за ее пределами, знаменитые имена режиссеров и т.д. Однако такая наша ориентация в этом году себя не оправдала. Призы достались картинам откровенно слабым. Их рейтинги достаточно высокие — больше семи, но меня это мало в чем убеждает. Если взять, например, рейтинги болливудских фильмов (параллельно мы проводим фестиваль Индийского кино), то там восемь и девять баллов ставят откровенному «барахлу». Поэтому рейтинг довольно капризная штука.

Вот мы набрали кучу лауреатов — лучший фильм, лучший дебют, лучшая актриса или актер, и все это рухнуло в тартарары. Я говорю об этом совершенно не стесняясь. К этому фестивалю нужно придумывать какой-то новый подход... Но в принципе ничего страшного, что программа была такая слабая, значит, такая же слабая ситуация была в польском кино этого года!

Вам удалось просмотреть все фильмы программы?

Я позволял себе кое-что из программы пропускать, потому что обязан присутствовать и на фестивале Индийского кино. Вот, например, вчерашний фильм Яцека Бромского «Хитросплетение» я не видел. Жаль, так как — это польский Никита Михалков. Он с 1996 года возглавляет ассоциацию польской кинематографии. Правда, могу утешать себя тем, что вчера побывал на милейшем фильме — индийской комедии «Три идиота», длившейся три часа. Поэтому сегодня хромаю весь день — отсидел кое-что (смеется).

А что скажете о фаворите фестиваля — кинокартине «В темноте» ? Как публика его восприняла?

Мои разговоры со зрителями дали понять, что они восприняли этот фильм скорее позитивно. А вот я был крайне разочарован этой картиной. Хотя потом понял, что сам виноват. Не надо было себя настраивать на лучшее, прекрасно зная, кто такая Агнешка Холланд. Ведь все ее возможности предсказуемы! Я ожидал взлета, номинация на «Оскар» как никак, а получил картину ниже среднего. Но это мое частное мнение, потому что я слышал очень много восторженных отзывов. Мне показалось, что слабая режиссура объясняется крайне слабым сценарием, содержащим совершенно деревянных персонажей.

Кадр из фильма Яцека Бромского «Хитросплетение»

Как Вы считаете, актуальны ли фильмы на темы холокоста в наше время? Кажется, они всем порядком поднадоели...

Я очень часто слышу разговоры о том, что фильмы о холокосте надоели. И возражаю, потому что снимать такое кино — благородная миссия. И выполняют эту миссию мастеровитые режиссеры старшего поколения, для которых это очень важно. Конечно, иногда этим занимаются и молодые люди, прекрасно понимая, что такая тема обернется призами, комплиментами, фестивалями. Но если мы придем к тому, что таких фильмов вообще не будет, кинематограф обеднеет. Почему? Смейтесь надо мной 400 раз, я думаю, что основная миссия кинематографа тесно связана с моралью и этическими соображениями. Кино человека должно не то, что делать лучше — это пафос, оно должно заставлять человека обращаться к неудобным темам . И такого рода картины, выходящие одна за другой, конечно, вызывают сопротивление у молодежи. Но я считаю, хорошо что они еще есть...

А начинающие режиссеры?

Молодежи я не верю. Когда я вижу фильмы молодых режиссеров типа «Франц + Полина» или «Полумгла», я понимаю, что это просто спекуляция на тему сентиментальных жюри. Вот эти фильмы действительно не нужны. Но есть исключения! снимает «Последний поезд» — а это очень хороший фильм! Человек знать не знает, что такое война, что такое холокост, но тем не менее за счет таланта, который у него безусловно есть, создает отличный фильм.

Какие еще фильмы программы Вас затронули?

В принципе все. К тому же у каждой картины есть какой-то ярлык, то есть этот фильм лауреат чего-то. Сегодня, к примеру, нам покажут картину, которая была отмечена сразу за три актерские работы. Сегодня актерские работы — качественные и пронзительные — большая редкость. Все сегодня делается во имя драйва, во имя сюжетности. Актеры быстро произносят свои реплики, бьют кого-то по голове и убегают. Иногда актерскую работу-то и не рассмотреть. Я очень надеюсь, что сегодняшняя картина «Крот» предложит нам что-то в этом смысле.Этот фильм посвящен истории Польши, а это всегда любопытно. У поляков едва ли не основное направление в кино — это осмысление их истории.

Алексей, посоветуйте нашим читателям, на что стоит идти в кино помимо фестивалей. Что из идущего сейчас в прокате Вас впечатлило?

Я в восторге от картины «Мальчик с велосипедом»! Но это глупый восторг, потому что братья Дарденн — мастера настолько всем известные, что нахваливать их даже как-то неловко.

Замечательная картина — «У нас есть папа» , но он тоже всем известный человек. Я не видел его комедии, только серьезные картины. А теперь обружил еще одну грань в творчестве этого режиссера — остроумие.

Я упомянул индийскую картину «Три идиота», которая перевернула мои представления о том, что представляет собой Болливуд, — он перестал быть идиотичным. То, что мы смотрели в 70-е годы, все-таки было отмечено печатью страшной глупости, эти картины трудновато было смотреть без сарказма. А здесь — эксцентричная комедия — одно название чего стоит, — и вместе с тем мастерская, остоумная, с хорошими ролями, со всеми приметами суперхита.

Я посмотрел еще одну замечательную картину, только не посчитайте, что я сошел с ума. Это фильм ужасов «Хижина в лесу». Просто потрясающе хорошая! И если первая ее половина ничего особенного из себя не представляет, это просто объяснение в любви зомби-фильмам, то вторая — ошарашивает даже того, кто все зубы съел на хорроре! На экран вывалены все монстры, каких только можно себе вообразить, — просто визуальная симфония!

«Ворон» — очень качественный фильм. Прекрасная фантазия на тему последних алкоголических дней Эдгара Аллана По. Все мы о них знаем, но никто никогда не мог себе представить такой поворот дела.

И, конечно, индонезийский фильм «Рейд» — прекрасный образец экшн-фильма от совершенно неизвестной кинематографии. Я не хочу сказать, что она совсем неизвестна, она нам неизвестна. К сожалению, с Индонезией многие уже давно познакомились, а мы только делаем первые шаги...