В кинотеатре «Аврора» с 3 по 7 октября состоятся киновыборы в рамках Манхэттенского фестиваля короткометражного кино: из 10 картин предстоит отметить почетной галочкой на бланке голосования только одну. Практически синхронно ценители кино из 300 стран мира будут решать судьбу конкурсантов.
«Супермен, Человек-паук или Бэтмен»
Made in USA
В названии кинофестиваля — родина его рождения, ведь именно исторический центр Нью-Йорка, Манхэттен, стал уличной площадкой для проведения первого фестиваля. Тогда его основатель Николас Мэйсон представлял фильмы своих друзей, а экран был установлен на грузовике. Это произошло в 1997 году. Через год власти города предоставили фестивалю Union Square Park, и место встречи со зрителем в формате open-air больше не менялось. Год от года популярность кинособытия росла: множилась аудитория, и присоединялись страны и города.
Самый народный
Статус народного он приобрел благодаря необычному голосованию, в котором каждый человек, пришедший на киносмотр, — это строгий судья, выбирающий один единственный фильм по своему вкусу. Потом, путем нехитрых подсчетов, со всего мира собираются результаты и по завершению последнего показа на Union Square Park объявляется победитель. Кстати, концепция отбора лучшей картины была такой не всегда — до 2001 года существовало профессиональное жюри, в числе членов которого в разные времена были Тим Роббинс, Сьюзан Сарандон, Роджер Корман.
Изнутри
- Расскажите о формировании программы...
- Организаторы действуют в совершенно разных направлениях, собственно, как и организаторы других фестивалей. Открытый прием заявок объявляется в январе, заканчивается — в июле. Весной Николас Мейсон, основатель фестиваля, выезжает на различные фестивали. В этом году он посетил фестиваль Sundance и один из фильмов этого конкурса теперь в нашей программе (речь о картине «Коллекционная карточка»).
- Первый Манхэттенский фестиваль в России прошел в 2007 году, тогда он охватывал 10 городов России, сейчас география расширилась до 35 и это только в России. Каковы дальнейшие перспективы?
- На данный момент фестиваль проходит в оптимальном формате. Но если раньше мы проводили фестивали только в городах-миллионниках, то в последние два года мы приехали и в более скромные города, такие как Магнитогорск, Ульяновск, Сургут, Рязань. По секрету скажу, что сейчас мы готовим проект, который касается только полнометражных фильмов, его мы представим в России в 2014 году.
- Какова формула успеха Манхэттенского фестиваля?
- В первую очередь это заслуга тех людей, которые формируют программу фестиваля.. Как бы ты не раскручивал фестиваль, не инвестировал деньги в рекламу, без качественных фильмов кинофестиваль столько лет не может быть успешным. Обычно приходит около 600 фильмов, из которых отбирается всего 10 финалистов. Каждый фильм — короткий шедевр в своем жанре, стилистике, тематике. Мы не стремимся показывать кинематографические эксперименты, очень строго придерживаемся заданного еще в 1997 году формата игрового кино, а вот в жанрах мы никогда себя не ограничиваем. Режиссеры «рассказывают» нам короткие истории, а выигрывает тот, кто тронул сердца большинства. Часто режиссеры делятся близкими и знакомыми им чувствами, рассказывают о том, что пережито ими, или используют реальные истории. Наша программа напоминает крутой аттракцион: зритель за 2 часа испытывает массу эмоций, сопереживая героям фильма, путешествуя по странам и континентам.
«Куда течет море?»
Куда течет море?
- Испытываете ли вы гордость в связи с тем, что попали в конкурс Манхэттенского фестиваля, в котором за 15-летнюю историю ни разу не участвовал российский фильм — это не только ваш личный дебют, но и дебют российского кино на фестивале?!
- Испытываю, скорее, радость, которую испытывает всякий творческий человек, чей труд становится востребованным и находит отклик у зрителя. Тем более, что у фестиваля самая многочисленная аудитория в мире. Подумать только — больше 100 000 человек!
- Для фильма «Куда течет море?» это первое участие в фестивале?
- Нет, мы уже побывали на разных интересных форумах. Например, на Международном фестивале в Клермон-Ферране, в Каннах, на лондонском «East End Fest», в «In the Palace» (г. Балчок, Болгария).
- В основе фильма — произведение Ольги Гренец. Чем обусловлен ваш выбор? Что вас так впечатлило в нем?
- Ольга Гренец — очень тонкий писатель. Мне импонирует ее ненавязчивый, если так можно выразиться, прозрачный стиль. Серьезные и мощные темы у нее звучат где-то на дальнем плане, аккомпанируя, казалось бы, совершенно незначительным нюансам, и в итоге весь событийный ряд воспринимается почти на подсознательном уровне.
- В экранизации использована музыка известной японской пианистки Кэйко Мацуи и петербургского композитора Александра Маноцкова — это личные предпочтения или итог долгих раздумий о музыкальном ряде к фильму?
- Этот выбор — и то, и другое. Александр Маноцков — талантливейший музыкант и мой друг — специально написал несколько тем для нашего фильма. Он потрясающе интересно работает над музыкой к кино. Саша выверяет взгляды героев, дыхание, движение камеры. Для него важен даже цвет картинки. А фрагмент из известной пьесы Кейко Мацуи просто идеально лег на наш материал. Мы отправили ей фильм, чтобы показать, как это в итоге выглядит, и она официально нам разрешила использовать свою музыку.
- Вы сразу поняли, что в главной роли хотите видеть Оксану Акиньшину?
- Да, сценарий писался именно на Оксану. Она невероятно честна перед зрителем и обладает удивительным магнетизмом, способностью глубоко и точно проживать сложнейшую эмоциональную партитуру. Да и вообще, Оксана — неординарная и весьма интересная личность.