Незадолго до Хеллоуина, 18 октября в российский прокат выходит анимационная комедия Геннадия Тартаковского («Сим-Бионик Титан», «Лаборатория Декстера») «Монстры на каникулах».

Режиссер мультфильма хотя и живет с семи лет в Штатах, судя по всему, ко всякой нечисти и монстрам относится без всякого пиетета, а, напротив, со здоровым юмором советского ребенка. Он даже кровавого Дракулу превратил в обаятельнейшего владельца таинственного отеля, куда монстры приезжают отдохнуть от повседневной суеты. Мир и покой клыкастого графа и его 118-летней красавицы-дочки нарушает американский турист.

— Геннадий, за что вы так с Дракулой поступили?
— Все началось с того, что мы придумали историю про «отель для монстров». Существа подобрались, вроде бы, классные, не киношные, вроде Фредди Крюгера. Нет, в нашем отеле поселились по-настоящему легендарные, прошедшие испытание временем, вроде гремлинов (мифических существ из английского фольклора. – «ВД») или йети. И все вроде было хорошо, но чего-то не хватало. Я буквально весь извелся, пока меня не озарило: «А что, если Дракула будет заботливым папашей?» Дракула-чудовище, Дракула-любовник – это куда еще ни шло, но папаша? Такого еще никто не видел, верно?

— Признайтесь, это что-то личное?
— Ну, в общем-то. У меня трое детей – четырех, восьми и десяти лет. Я, конечно, стараюсь не допекать их своей суперзаботой, но боюсь, что не очень в этом преуспеваю. Когда мы идем куда-то вместе, я весь извожусь, слежу, чтобы никто не ударился, не упал… Так что, уверен, нашему Дракуле будет сопереживать каждый заботливый отец. И, кстати, этой темой мы зацепили Адама Сэндлера, который согласился озвучить графа. Вы бы видели, как Адам носится со своими дочками!

— Слушая вас, читатель может подумать, что вы придумали этакое сентиментальное кино про доброго дядюшку Дракулу...
— Ну, нет, никаких соплей! Наша фишка в том и заключается, что мы придумали карикатуру на монстров. Разве можно воспринимать всерьез Дракулу-невротика? Или Мумию круглую, как шар? Я так веселился, придумывая ее!

— Когда веселились, рисуя Мумию, вы думали, что ваш юмор оценят дети или вы рассчитываете на взрослых зрителей?
— Это самое последнее дело – думать, кому твои шутки понравятся. Я совершенно не знаю, что может развеселить шестилетнего ребенка, и точно так же не знаю, что покажется смешным взрослому человеку. Конечно, если мы не говорим про всякие глупости вроде отрыжки или пука. В своей работе я отталкиваюсь от того, что мне самому нравится.

Кстати, забыл вам сказать, что, кроме отцовства, мне близка еще одна тема, которая в полный рост развернута в «Монстрах на каникулах». Дело в том, что я не понаслышке знаю, что такое гостиничная индустрия – в молодости в течение нескольких лет я работал в Holiday Inn. Так что я со знанием дела «построил» в отеле для монстров всякие там бассейны-сауны, – у нас все по высшему разряду. (Смеется.)

— И часто вы привносите что-то личное в фильмы?
— Не всегда, но бывает. Вы смотрели мультик про самурая Джека?

— Да. Смысл его в том, что герой, увезенный в юном возрасте из родительского дома в будущее, стремится вернуться обратно, чтобы освободить своих соотечественников от сил зла.
— Совершенно верно. И вот эта история напоминает мне историю эмигранта. Я сам эмигрант, и мне хотелось через Джека рассказать о тех чувствах, которые я поначалу испытывал, пытаясь стать «своим», вписаться в чужой для меня мир.

— Сегодня вы довольны тем, как складывается ваша жизнь?
— Конечно! Я прекрасно осознаю, как мне здорово повезло. На что мне жаловаться? У меня есть все, что мне необходимо, – это, в первую очередь, касается творчества. Другое дело, что мне бы хотелось совершенствоваться в профессии и дальше. Хотелось бы, чтобы зрители узнавали мой «почерк». Вы же прекрасно можете отличить стиль Хичкока от стиля Дэвида Линча и Серджо Леоне от Мартина Скорсезе? Все великие режиссеры имеют свой узнаваемый стиль. И о чем бы они ни рассказывали, в каком угодно жанре, ты все равно узнаешь автора. Вот и я хочу, чтобы зрители, даже не зная, что это мой фильм, сразу говорили: «А, ну это Дженнди Тартаковский снял! Значит, будет круто!» (Смеется.) Но это очень сложно, особенно если приходится «отдаваться» телевидению.

— Понятно, что, когда вы маленьким мальчиком попали в Америку, вы думали совсем о другом. Что тогда на вас произвело впечатление?
— Мне было семь лет, когда родители эмигрировали в Штаты. Я был самым обычным советским мальчиком: детский сад, белые носочки, три телевизионных канала, «Спокойной ночи, малыши», ушастый Чебурашка, «страшная» злодейка-Шапокляк и верх вольнодумства – волк в клешах и с сигаретой в зубах в «Ну, погоди!» И вдруг я попадаю на совершенно другую планету – масса самых разных телеканалов, комиксы, мультфильмы, «Звездные войны», в конце концов! Сага Джорджа Лукаса просто перевернула мое сознание, именно с того момента я начал мечтать о мире за пределами нашей Вселенной. Сколько бессонных ночей я провел, мечтая быть рядом со Скайуокером, Оби-Ван Кеноби! И, уже повзрослев, я хотел стать частью этого проекта.

— Что же тогда вы почувствовали, когда в 2003 году вам предложили делать мультсериал «Звездные войны: Войны клонов»?
— Как сейчас помню, я играл в гольф со своим боссом Майком Лаззо (вице-президентом по программированию на крупнейшем мультипликационном канале Cartoon Network. – «ВД»). В какой-то момент Майк куда-то ушел, а вернувшись, сказал: «Дженнди, Лукасу понравился твой “Самурай Джек” и он хочет, чтобы ты занимался “Звездными войнами”. Как ты на это смотришь?» Как я на это мог смотреть?! Да я поверить не мог своему счастью.

— Не было страшно разочароваться? Все-таки иногда детские мечты лучше не реализовывать…
— Конечно, страшновато. Но не в моих правилах сдаваться, не рискнув. А потом у меня возникла такая мысль: «Если я испугаюсь и пойду на попятный, Лукас найдет кого-то другого, а черт его знает, как он снимет! Я же потом себя изведу!» (Смеется.) Так что я решил принять вызов.

— В «Монстрах на каникулах» есть сцена с летающими обеденными столами, накрытыми белой скатертью. Мне это напомнило, как в «Звездных войнах» три истребителя ТIE преследуют истребитель X-Wing. Это такой респект культовой саге?
— Да, я ведь, знаете, так и не «переболел» «Звездными войнами», – если бы у меня была такая возможность, я бы снял полнометражный мультфильм про эту фантастическую Вселенную. Но этот мир принадлежит только Лукасу, только он волен определять его судьбу. Но ничего страшного, надеюсь, что мне удастся снять полнометражную версию «Самурая Джека». Хочется рассказать эту историю несколько иначе –
вкладывая в нее более глубокий смысл, затрагивая по-настоящему серьезные темы…

Благодарим за помощь при подготовке материала кинокомпанию WDSSPR.