Он очень небогатый человек, но побывал во многих странах. У него нет дома, но его никогда не оставят ночевать на улице. Он привык иметь собственное мнение обо всем. Путешествуя по миру, забираясь в самую глушь, Винсент Мун снимает фильмы о людях. На творческий вечер режиссера, который вот уже несколько месяцев в России трудится над «Российским проектом», пришел корреспондент VashDosug.ru
Винсент, до того, как приехать сюда, сколько стран вы посетили?
Двадцать или тридцать. Если честно, я не считаю. Скажу проще: я снимал свои фильмы на пяти континентах.
Значит ли это, что вас уже сложно чем-то удивить?
Нет. Все, что я вижу, меня не просто «удивляет» — я в восторге! Я в восторге от того, что наблюдаю! Я стараюсь смотреть на мир по-новому, «свежо» — если можно так выразиться. И меня восхищает все вокруг!
Россия тоже вызвала восторг?
О России я почти ничего не знал. Я однажды приезжал сюда, мне было всего восемнадцать лет. Но теперь я хотел узнать о стране как можно больше. Меня интересовали, в первую очередь, национальные меньшинства. Особенно — народы Кавказа, потому что невозможно разобраться, что там происходит, если смотреть (слушать, читать) только масс-медиа. Мне неинтересно следить за новостями. Я люблю находиться с людьми — с ними я узнаю жизнь...
Что вы хотите «донести» до вашего зрителя?
То, что я делаю, — очень просто. Как и весь мой образ жизни. У меня нет дома. У меня один большой чемодан. Никакой собственности. Парадокс в том, что сегодня жить «просто» — очень сложно. Наверное, сегодня надо как раз подумать о том, как достичь этой простоты. Своими фильмами я пытаюсь ответить на вопрос: что такое — жить просто? Как это сделать?
Путешествуя по России, вы вели дневник. В нем много исторических фактов — вы не поленились «залезть в учебники». Зачем? Ведь ваша специализация — музыка?
Меня интересует не только музыка! Совсем нет! Я не рассматриваю музыку отдельно. Мне она любопытна как часть культуры. Поэтому, когда я путешествую, я должен видеть всю картину целиком. Вот для этого как раз и надо «лезть в книги», задавать вопросы. Но я никогда не готовлюсь заранее (перед тем как поехать куда-то). Зачем я буду что-то узнавать о стране, если я сейчас там не нахожусь? Всё должно происходить естественно, в режиме реального времени.
Какой миф о России рассеялся для вас навсегда?
Миф о том, что русские — неприветливые, суровые, «холодные» люди. Вы совсем не такие! Я с удовольствием путешествую по России.
Случались ли неприятные (или опасные, странные) моменты во время работы над «Российским проектом»?
В России ничего такого не было. Если не считать, конечно, отчаянных водителей в Дагестане: когда тебя везут на машине по горной дороге со скоростью сто пятьдесят километров в час, начинаешь слегка нервничать.
Во время ваших путешествий вам помогают «добровольцы» из числа местного населения. Что ими движет? Зачем им это нужно?
Отличный вопрос — зачем? Не знаю. Вероятно, они считают, что это важно для их родной культуры. Я не всегда жду, пока добровольцы найдутся сами собой — иногда сам прошу мне посодействовать. Пару лет назад мне пришло письмо из Воронежа от девушки, которой просто понравились мои фильмы. Я поблагодарил ее и заодно спросил, может ли она помочь организовать мою поездку в Россию. Она ответила: «Почему бы нет?». И вот я здесь.
Люди часто не знают ничего о своей культуре. Почему?
Так происходит по всей планете: мы стремимся познать мир вокруг нас и отрываемся при этом от своих собственных корней. Знаете, я путешествую, например, по русским деревням, собираю информацию, снимаю видео, и нередко местные жители (которых я прошу поучаствовать) в процессе работы приходят в еще больший восторг, чем я! Люди «раскрываются».
Останется ли в России лет через пятьдесят хоть какое-то этническое наследие? Как его сберечь?
Останется, бесспорно. Просто надо переждать эту «бурю» — я имею в виду глобализацию. Да, сейчас этническая культура под угрозой, но через пару поколений люди начнут задумываться о своей «идентичности», о своих корнях, начнется переоценка собственной принадлежности к родной культуре. А чтобы сохранить корни, нужно не так много людей. Под «сохранить» я не имею в виду какой-нибудь музей. Сохранять нужно в жизни, в естественной среде. И вот тогда, через пару поколений, начнется возрождение… Да, я оптимист.