Расширить границы и узнать больше о людях искусства, вошедших в историю, посмотрев знаковые режиссерские интерпретации их биографий, можно будет в январе в пространстве книжного клуба «Буквоед на Восстания» (расписание в афише).

Кафка

— автор фильмов про «Друзей Оушена», «Эрин Брокович», а также «Вне поля зрения», а из недавно снятых — «Заражение» и «Супер Майк». После ленты «Секс, ложь и видео», за которую он получил «Золотую пальмовую ветвь», второй в его фильмографии становится мистическая картина 1991 года «Кафка» с в главной роли.

Но не стоит думать, что это биография писателя. Конечно, много фактов взято из жизни Франца Кафки — да, он работал клерком в страховой компании, что было для него крайне мучительно, а все свободное время сочинял. Да, он был нелюдим, и сложные отношения с отцом сильно повлияли на становление его личности, а умер он от туберкулеза. Все это отражено в киноистории, как и множественные отсылки к роману «Замок».

Содерберг использует хоть и тривиальный, но обогащающий «Кафку» цветовой прием: почти весь фильм снят на черно-белую пленку, а обретает краски лишь в сценах, когда герой попадает в Замок, где проводят жестокие опыты над людьми.

К сожалению, режиссер, начав с авторских интересных проектов, как «Кафка», впоследствии ушел с головой в голливудское коммерческое кино.

Мисима: Жизнь в четырех главах

Кто такой Кимитакэ Хираока, мало кто знает. А вот Юкио Мисиму, если и не читали, то слышали о нем, наверняка, многие. Юкио Мисима — псевдоним талантливого японского писателя и драматурга XX века, создавшего огромное количество произведений за свою недолгую жизнь.

Ярый патриот и одно время политический деятель, желавший масштабных перемен в стране, знакомится с членами реакционного журнала «Ронсо», вместе с которыми организует «Общество щита». 25 ноября 1970 года Мисима и его сторонники направляются на военную базу для того, чтобы убедить солдат совершить государственный переворот. Призывы не были восприняты серьезно, и тогда он прилюдно совершает обряд сэппуку (харакири).

Фильм поставил , сделавший карьеру на сотрудничестве с , которому написал сценарии к «Таксисту», «Бешеному быку», «Последнему искушению Христа» и «Воскресшая мертвецов». Кинолента режиссера, уделившего особое внимание последнему дню литератора, была отмечена в Каннах призом «за художественный вклад».

Караваджо

Об итальянском художнике XVI-XVII вв. Микеланджело Меризи де Караваджо снято всего два фильма, и этот, самый ранний,1986 года, поставил англичанин.

Эстетский байопик, снятый в насыщенной, контрастной, но в тоже время, будто поблекшей гамме, имитирует новаторский стиль живописи «chiaroscuro» (резкое противопоставление света и тени), впервые примененный Караваджо.

Центральным в сюжете становится любовный треугольник между Караваджо (Найджел Терри), Леной () и Рануччо (). Грешник, писавший картины на религиозные сюжеты и работавший по заказу церкви, в погоне за ощущениями часто участвовал в драках, не гнушался азартных игр и беспорядочных связей, но за свой талант все же был прощен Папой Римским. Кстати, его картину «Лютнист» можно увидеть в «Эрмитаже».

Жажда жизни

«Жажда жизни» — биографический роман 1934 года о голландском импрессионисте Винсенте ван Гоге от мастера жанра Ирвинга Стоуна, выпустившего в общей сложности 25 книг о жизни великих. Одноименную экранизацию годами позже, в 1956 году, ставят знаменитые оскароносные режиссеры («Моя прекрасная леди») и («Жижи»).

Из всех фильмов о художнике именно второй считается лучшим, как у зрителей, так и у критиков, подтверждение чему — четыре номинации на премии «Оскар» и «Золотой глобус». воплотил Ван Гога на экране, сумев передать его терзания и прогрессирующее безумие: известный факт, когда в результате одного из приступов, живописец отрезал себе ухо. В фильме показаны острые отношения с коллегой по цеху Полем Гогеном и близкая связь с братом Тео, отраженная в переписках.

Ван Гог прожил сложную, хотя и очень короткую жизнь и считал, что «печаль будет длиться вечно» — именно такими были предсмертные слова художника по свидетельствам Тео.

Амадей

Картина «Амадей» щедро награждена номинациями и статуэтками самых престижных кинопремий. В основе сценария — пьеса Питера Шеффера, написанная под сильным впечатлением от пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери».

«Возлюбленный богом» — так с греческого переводится имя Амадей. И действительно, Вольфганг Амадей Моцарт был наделен божественным талантом. В 4 года вундеркинд сочинял и виртуозно играл сложнейшие концерты. В этой истории антагонистом одаренному Моцарту выступает придворный композитор и преподаватель музыки Антонио Сальери, страшно завидовавший такой «несправедливости». Но это по легенде. На самом деле, до сих пор нет подтверждений версии об отравлении Сальери Моцарта. И Сальери отнюдь не был посредственностью, его очень ценили современники, а Шуберт даже посвятил ему произведение. Но общественности настолько понравилась загадочная версия, предложенная Пушкиным, который построил этот сюжет, зацепившись за якобы сказанное признание в убийстве Сальери, когда уже тот лежал в клинике для душевнобольных.