Международный женский день уже совсем не за горами. Чем не повод поздравить прекрасных представительниц режиссерской профессии просмотром их не менее прекрасных картин? Специально к 8 Марта VashDosug.ru подготовил небольшой список женщин-режиссеров, продолжающих снимать фильмы в разных уголках планеты.
Американский режиссер, ставший обладателем многих престижных наград и номинаций, среди которых можно упомянуть и «Оскар». Ее военная драма «Повелитель бури» одержала победу в номинации «Лучший фильм, обойдя в 2010 году «Бесславных ублюдков» и «Аватара» . Своему же создателю эта грустная история о саперах в Ираке принесла славу первой женщины, получившей «Оскара» как режиссер. В этом году ее вторая работа о деятельности вооруженных сил США в мусульманском мире («Цель номер один») снова оказалась одним из ключевых претендентов на «Оскар», но уступила победу «Операции «Арго»» Бена Аффлека.
Война, боевые действия, пытки и взрывы — темы, лежащие вне «женской юрисдикции». Только Кэтрин Бигелоу — автор таких фильмов, как «На гребне волны» и «Странные дни» — уже давно создала себе репутацию режиссера, снимающего фильмы для и про мужчин. Впрочем, такая характеристика — бессмысленный стереотип: главным героем ее последнего фильма стала женщина, а качественное кино про общечеловеческие ценности и трагедию их уничтожения может заинтересовать любого зрителя без исключения.
Джейн Кэмпион
Режиссер из Новой Зеландии, одна из наиболее известных женщин, работающих в сфере кино. Большинство ее фильмов рассказывают о необычных героинях, с нетерпением ожидающих любви и понимания. За одну из таких картин в 1990 году она получила «Серебренного льва» Венецианского кинофестиваля. Но настоящая слава ждала режиссера немного позднее: в 1993 году, когда в прокат вышла историческая драма «Пианино», завоевавшая почетные награды по всему миру. Фильм о немой женщине Аде, приехавшей с дочерью и фортепиано из Шотландии в Новую Зеландию, гармонично объединил в себе необузданную дикость природы и сдержанную викторианскую изысканность. Парадоксальным образом главным героем в фильме оказалась не Ада, не ее муж и любовник, а музыкальный инструмент, пробудивший в героях любовь и в то же время почти увлекший зависимую от него женщину на самое дно бескрайнего океана. По силе страстей «Пианино» может быть сравнимо разве что с «Грозовым перевалом» Эмили Бронте. И, к слову сказать, Кэмпион признавалась, что великий роман повлиял на ее творчество.
В послужном списке британского режиссера Андреа Арнольд значится всего три полнометражных работы («Красная дорога», «Аквариум» и «Грозовой перевал»), но каждая из них отмечена международными кинопремиями, в том числе и призом жюри Каннского фестиваля.
Последняя картина — экранизация популярного романа Эмили Бронте обернулась совершенно особенным произведением, чуждым как постмодернистскому заигрыванию с хрестоматийным текстом, так и слепому следованию классике в духе костюмированной драмы. Знаменитая история была показана глазами самого сложного и неоднозначного персонажа — Хитклиффа, неожиданно сыгранного чернокожими актерами. Другой особенностью фильма оказалась реалистическая манера съемки, даже натурализм некоторых сцен. Самые трогательные из них — шуточная борьба героев в грязи и зализывание Кэтрин кровоточащих ран Хитклиффа, отныне живого человека из плоти и крови, а не абстрактного байронического героя.
Известная франко-американская актриса, зарекомендовавшая себя в то же время как талантливый музыкант и по-настоящему интересный режиссер, работающий преимущественно в жанре комедии. Кинокритикам и рядовым зрителям особенно полюбился ее романтический фильм «Два дня в Париже». Положительных отзывов была удостоена и предпоследняя картина «Каникулы на море», показанная в Петербурге весной 2012 года. Легкая ностальгическая комедия о семейном отдыхе в далеком 1979 году снята с трогательной внимательностью ко всем деталям, за которыми сквозит французская непосредственность и почти материнская нежность к детям, пытающимися быть взрослыми, и ко взрослым не менее смешным, чем их дети.
Талантливая ученица и подруга . Всемирное признание Кавани принес фильм «Ночной портье», который в 1974 году привел к настоящему скандалу в прессе. Фильм о страстной любви, вспыхнувшей между эсэсовцем и заключенной в концлагере еврейкой, поразил всех не столько жестокостью (физическое насилие в картине почти отсутствует) и эротическими сценами, которые по тем временам считались очень откровенными, сколько смелым и бескомпромиссным исследованием противоестественного влечения между жертвой и ее палачом. Чувства героев «Ночного портье» так же сильны, как в любой трагедии Шекспира, только их любовь проклята и обречена на страдания, а потому шансов выжить у них еще меньше, чем у добропорядочных Ромео и Джульетты. И все-таки, как демонически притягателен в эсэсовской форме, а полуобнаженная в кожаных перчатках выше локтя! Ее обольстительный танец перед немецкими офицерами вошел в сотню лучших сцен мирового кинематографа.
Польский кинорежиссер и сценарист, обладательница многочисленных премий, снимающая фильмы про самых разных героев: «Полное затмение» (драма о Верлене и Рембо с Леонардо ди Каприо в главной роли), «Переписывая Бетховина» (картина о последнем годе жизни великого композитора, сыгранного Эдом Харрисом), «Девушка, похожая на меня: история Гвен Араухо» (фильм о нашумевшем убийстве транссексуалки). Будучи родом из еврейской семьи, Агнешка Холланд не могла обойти стороной и трагические события времен Второй мировой войны. Тема геноцида была рассмотрена ей в 1990 году в байопике «Европа, Европа», а затем и в драме 2011 года «Во мраке».
«Я хотела сломать стереотип в изображении узников гетто как безликих, бесполых, ангелоподобных существ. Они были людьми из плоти и крови, любили, ревновали, возжелали, ссорились, занимались сексом. Это все правда. Всю свою жизнь я шла к этому фильму», — рассказывала режиссер в одном из интервью про свою последнюю работу, между прочим, номинированную на «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке.
Яркий представитель авторского кино, чьи фильмы обречены как на ограниченный прокат, так и на прочное место в списках признанных шедевров кинематографа. Своеобразные характеры, навязчиво повторяемые реплики, гротескные образы — легко узнаваемые черты муратовской киноэстетики. Она успешно работает в кино вот уже более 50 лет и при этом не собирается останавливаться.
«Я ее называю настоящей. Она моложе всех. Она рокер, панк. Очень дерзкая» — с восторгом говорит о режиссере Рената Литвинова, чей феномен, кстати, впервые был замечен именно Кирой Муратовой. Советская власть, конечно же, не благоволила творчеству маргинального художника, намеренно нарушавшего все общепринятые каноны. Впрочем, это обидное непонимание сложного, но при этом уникального творчества ничуть не помешало Кире Муратовой прославиться. Одна из ее самых известных работ «Астенический синдром», болезненная драма, поставившая клинический диагноз всему обществу, была удостоена Специального приза жюри «Серебряный медведь» 40-го Берлинского кинофестиваля (1990) и кинопремии «Ника» за лучший игровой фильм (1991).
Определить пол создателя того или иного талантливого фильма — задача, как правило, не из простых, но картины «Богиня, как я полюбила» и «Последняя сказка Риты» — это уже совсем другое дело. Такое кино могла снять только женщина, причем только такая эффектная и загадочная, как Рената Литвинова, ставшая культовой фигурой современной России. Любовь и смерть — таковы основные темы ее фантасмагорических сказок об очаровательных женщинах, оторванных от прочной и ясной материальности и погруженных в сюрреалистический мир странно-красивого сна. Как режиссер Литвинова работала над созданием всего двух игровых фильмов (не считая, например, документальных картин) и в каждом из них она сыграла главную роль. Роли хрупкого следователя Фаины, мечтающей полюбить, и Смерти в желтом платье, «влюбляющейся необратимо», подошли к ней идеально, как оригинальная дизайнерская одежда, сшитая по специальному заказу.