VashDosug.ru подготовил обзор знаковых фильмов, посвященных теме бескрайнего космоса. 

12 апреля 1961 состоялось самое грандиозное событие второй половины XX века — советский летчик-космонавт Юрий Гагарин произнес свое знаменитое «Поехали!» и взлетел туда, где до тех пор бывали лишь только Бог, да ангелы. С этого момента далекий и непостижимый космос стал немного ближе маленьким людям и фантастика в духе «Звездных войн» Джорджа Лукаса и «Чужих» Ридли Скотта больше не казалась таким уж невероятным вымыслом. Ведь только представьте: мы научились улетать далеко от Земли! Но кто теперь знает, к чему нас это приведет? Радость и тревога от освоения космических просторов породила массу киношедевров, уступив лавры первенства, пожалуй, только мотивам любви и смыслу жизни. Впрочем, в сознании зрителя все эти темы давно уже неразрывно связаны.

Как это было

«Бумажный солдат»

1961 год. Советский Союз. До первого полета человека в космос осталось несколько недель. Пока еще неизвестный Юрий Гагарин вместе с другими потенциальными космонавтами проходит бесконечные тренировки и осмотры врачей, готовясь к величайшему событию мировой истории, которое, как тогда многие верили, сможет изменить неприглядную советскую действительность в лучшую сторону и создать новую справедливую жизнь, где «человек человеку не враг» и «никто никого не унижает».

А что если «мальчики сгорят так, что пепла не останется», сгорят «ни за грош», как бумажный солдат из песни Булата Окуджавы? Этот жестокий вопрос не дает покоя врачу Даниилу Покровскому, работавшему в те дни с советскими космонавтами. Что поделать: интеллигенция во времена оттепели оставалась такой же как и при Чехове: терзаемой внутренними противоречиями и болезненной рефлексией. Даже первый полет в космос не смог ее изменить, как, впрочем, не изменил и саму жизнь: деревеньки остались маленькими и страшными, народ злым и голодным, а Юрий Гагарин спустя несколько лет после своего подвига погиб так, как и боялся Покровский. «Сгорел, пеплом стал», из человека превратился в идола — печально констатируется в конце картины , высоко оцененной, кстати, на 65-ом Венецианском кинофестивале.

В глубины космоса и сознания

«2001 год: Космическая одиссея»

Не прошло и семи лет с того дня, когда был совершен технический прорыв и человек впервые оказался в космосе, как американский режиссер уже снял фильм, в котором остро поставил проблему сознания машин, а также заявил о невозможности постичь природу внеземной жизни в рамках привычной людям картины миры. «2001 год: Космическая одиссея» признана не просто культовым произведением, обозначившим новую веху в развитии кинофантастики, но и лучшим научно-фантастическим фильмом как Голливуда, так и всего мирового кинематографа. Причем, что особенно приятно отметить, успех картины заключается не только в уникальных спецэффектах, которые и сегодня продолжают вызывать восхищение, но и в совершенно нестандартном философском подходе к проблеме людей в космосе и их эволюции от неразумных животных к Сверхчеловеку. Глубокому содержанию фильма соответствует и его артхаусная форма, отбрасывающая условности вербального искусства и выводящая кинематограф на новый уровень, где музыка и живопись сливаются в единое целое и оборачиваются психоделическим путешествием за границы нашей галактики и разума.

И снится нам трава, трава у дома...

«Солярис»

Вскоре после «Космической одиссеи» на экраны кинотеатров вышла другая философская притча о встрече людей с внеземным разумом — драма «Солярис». История о живом Океане планеты Солярис, материализующем самые потаенные мысли человека, вступившего с ним в контакт, была отмечена специальным гран-при жюри на Каннском фестивале 1972 года. Награда, бесспорно, престижная, но на самом деле мало что говорящая о достоинствах одного из величайших фильмов отечественной и зарубежной кинофантастики.

Хорошо известен тот факт, что Станислав Лем, автор романа, положенного в основу фильма, был сильно недоволен экранизацией Андрея Тарковского. И в этом нет ничего удивительного: советский режиссер, в отличие от польского писателя и своего американского коллеги Стэнли Кубрика сосредоточился не на таинственном космосе, а на родной Земле и живущих на ней людях, с их проблемами и духовными поисками. Благодаря этому его фильм оказался так же бесконечно далек от «Космической одиссеи», как произведения Федора Михайловича Достоевского, мечтающего о нравственном воскресении простых смертных, от сочинений его идейного антагониста Фридриха Ницше, провозгласившего рождение Сверхчеловека.

Космическое одиночество

«Луна́ 2112»

В 1969 году Британский музыкант Дэвид Боуи написал знаменитую песню «Space Oddity» («Странный случай в космосе), очевидно вдохновленную «Космической одиссеей» Кубрика. Выход сингла о майоре Томе, затерявшемся в открытом космосе, совпал с первой высадкой людей на Луну, что принесло и без того прекрасной песни дополнительную популярность. Тогда, конечно, никто не мог и помыслить, что спустя сорок лет, сын Дэвида Боуи, , откликнется на эти легендарные события своим собственным талантливым произведением — фильмом «Луна́ 2112».

Главный и по существу единственный герой его картины — астронавт-контрактник Сэм Белл, работающий на Луне в полном одиночестве, скрашиваемом лишь компанией робота по имени ГЕРТИ (явная отсылка к компьютеру с искусственным интеллектом в «Космической одиссеи»). Отработав почти три года, Сэм с нетерпением ждет встречи с женой и дочерью, но однажды случайно узнает, что окончание контракта не несет обещанного освобождения от пустого космоса и возвращения на родную планету.

«Луна́ 2112» — первая полнометражная картина Данкана Джонса. Она не претендует на сложную метафизику работ Кубрика или Тарковского, но при этом отличается глубокой эмоциональностью и особым интеллектуальным обаянием. Фантастическая драма получила ряд авторитетных кинонаград, ознаменовав тем самым начало успешной карьеры начинающего режиссера.

Как с другой планеты

«Дюна»

В отличие от выше названных фильмов, «космическая» картина «Дюна» (экранизация одноименного бестселлера Фрэнка Герберта) с треском провалилась в прокате и получила в основном только негативные отзывы кинокритиков. Хотя, казалось бы, для успеха «Дюны» были созданы все возможные условия. Многомиллионный бюджет, захватывающий фантастический сюжет и даже неслыханная популярность таких масштабных кинопроектов как «Звездные войны» играли ее тогда еще малоизвестному создателю на руку.

Сейчас немного странно представить, что Дэвиду Линчу с его весьма самобытным талантом доверили снимать фильм, ориентированный на массового зрителя. «Дюна» вышла странной, путанной и совершенно неточной киноадаптацией популярной книги о песчаной планете Арракис и необычном способе путешествия в галактической империи. И тем не менее, эта не та неудача прославившегося впоследствии режиссера, о которой стоит стыдливо молчать. В «Дюне» зарождается неповторимый гротескный стиль Дэвида Линча, слышны отзвуки удивительных идей фантастического романа, да и дорогостоящие декорации и спецэффекты совсем не пропали впустую. Как точно подметил Фрэнк Герберт, «этот фильм — настоящее визуальное пиршество», пусть и не для многих он стал таковым.