1 августа в прокат выходит новая фантастическая драма о вампирах «Византия». Чем не повод вспомнить другие киноленты, посвященные этим опаснейшим персонажам мирового кинематографа? Из сотен различных картин о вампирах VashDosug.ru отобрал семь наиболее знаковых, как для поклонников мифических кровопийц, так и для почитателей хорошего кино.
«Интервью с вампиром: Хроника жизни вампира»
Главной причиной зрительского интереса к «Визинтии» стал тот факт, что ее режиссер Нил Джордан двадцать лет назад снял знаменитое «Интервью с вампиром». На протяжении своего почти векового существования в кино вурдалаки представали перед зрителями в разных обличиях, но именно в этом фильме, сыгранные секс-символами мирового кинематографа (, , ), они оказались самыми привлекательными из всех ныне известных вампиров. Бессмертные аристократы окунули зрителей в красивый мир, полный вечной молодости, безнаказанности, свободы табуированных отношений, сыгранных, кстати, весьма тактично. Но при этом в лучших традициях романтизма вампиры искали смысл жизни, страдали и любили, причем порой даже сильнее чем их жертвы. А такой накал страстей на фоне дорогих декораций успешного блокбастера всегда выглядит, как минимум, эффектно.
«Дракула»
Образ привлекательного вампира имеет давнюю историю, уходящую корнями в 1931 год, когда был снят «Дракула» , первая голливудская экранизация одноименного романа Брэма Стоккера. Появившись в эпоху Великой депрессии, стимулирующей болезненную тягу ко всему мрачному и пугающему, этот мелодраматичный фильм ужасов положил начало целой серии подобных картин, став хрестоматийной лентой о таинственном графе, пьющем кровь невинных девушек. Граф Дракула, гениально сыгранный Бэлой Лугоши, был показан как иностранный аристократ, за привлекательной внешностью которого скрывается коварный соблазнитель. Конечно, в 30-е годы цензура была более суровой, чем сегодня, и любые намеки на эротическую подоплеку истории из сценария пришлось убрать. Но даже эти манипуляции с сюжетом не смогли уничтожить сексуальность графа, больше похожего на учтивого маньяка, чем на мифического чудовище. Таким по большинству фильмов мы его сегодня и знаем.
«Носферату. Симфония ужаса»
За десять лет до «Дракулы» Тода Броунинга немецкий режиссер снял свою версию романа Брэма Стоккера — «Носферату. Симфония ужаса». Из-за проблем с приобретением прав на использование книги имена героев и некоторые сюжетные повороты произведения были изменены, но не это стало главным различием между двумя старейшими экранизациями романа. В отличие от своего голливудского собрата европейский вампир (он же граф Орлок) был показан не обходительным денди, а инфернальным хищником, ужас от которого пронизывает всю окружающую его обстановку. Подобно чуме он проникал в мир людей и убивал всех, не оставляя жертвам даже проклятой жизни бессмертного чудовища. В создании атмосферы картины и жуткого образа вурдалака Мурнау показал себя настоящим новатором и тонким художником, благодаря чему «Носферату», сильно повлиявший на развитие хоррор-фильмов, вошел почти во все списки лучших картин мирового кинематографа.
«"Дракула" Брэма Стокера»
Популярность графа Дракулы не тускнела с годами и в 1992 году снял свою высокобюджетную картину о кровососущих убийцах — «"Дракулу" Брэма Стокера». Обновив неоднократно использовавшийся сюжет мотивами легенды о красавице и чудовище, американский режиссер доказал, что классика может окупаться ничуть не хуже новых остросюжетных историй. Дракула Копполы объединил в себе все популярные вариации образа (звероподобный хищник, потусторонняя нежить, обаятельный аристократ), дополнив их еще одним — могучим витязем, бросившим вызов самому Господу Богу. Как и в «Интервью с вампиром» в «Дракуле» снялись мировые звезды (, , , ), а сам фильм получился таким чарующе красивым, что завоевал несколько престижных кинонаград.
«Голод»
Несмотря на то, что Дракула — самый популярный вампир в кино и литературе, им далеко не исчерпывается список известных упырей. За двадцать пять лет до написания романа Стокера была опубликована «Кармилла» Джозефа Шеридан Ле Фаню — готическая новелла о женщине-вампире, возжелавшей крови молодой девушки. Родившийся в этом произведении образ вампирши-лесбиянки стал распространенным штампом кино, удачно реализованным, например, в «Голоде» . Конечно же, фильм примечателен не только любовными отношениями героев, сыгранных неподражаемыми , и бритаским рок-музыкантом . «Голод» — это один из первых фильмов, в котором вампиры перестали быть сосредоточением вселенского зла и эволюционировали до персонажей, с которыми зритель мог себя идентифицировать. Кровная связь как любовь, голод как зависимость, а вечная жизнь как проклятье — у вампиров много проблем и печальный Луи с малышкой Клоди из «Интервью с вампиром» были далеко не первыми, кто это понял.
«Впусти меня»
Кажется, что быть вампиром — это прерогатива красивых женщин и мужчин, ну или, на худой конец, уродливых монстров. Однако шведский режиссер пошел по другому пути и снял невероятно атмосферную картину про затравленного мальчика Оскара и его странную подружку Эли, пьющую кровь, чтобы выжить. Эта загадочная девочка совсем не похожа на героиню из «Интервью с вампиром», взрослую женщину запертую в несформировавшемся теле девочки. Ведь, в отличие от Клоди, она одновременно и древняя нежить и настоящий ребенок, даже в те моменты, когда ее лицо перепачкано кровью. Поэтому история о необычной дружбе мальчика и вампира лишена эротики свойственной подобным фильмам и показана глазами детей, которые уже хорошо понимают, что такое взаимопомощь и жестокость, но еще не доросли до четкой дифференциации добра и зла. Жуткая сказка Томаса Альфредсона завоевала множество наград, а вскоре на нее был снят зрелищный американский ремейк, к сожалению, бездарно уничтоживший всю детскую невинность оригинала.
«Жажда»
Вампир — настолько кинематографичный персонаж, что даже режиссеры из восточных стран не могли пройти мимо его образа. В 2009 году создатель знаменитого триллера «Олдбой» снял философский фильм о вампирах «Жажда», в основу которого лег сюжет из романа Эмиля Золя «Тереза Ракен». В корейской картине вампир — католический священник, решивший пожертвовать своей жизнью на благо человечества, а в итоге вынужденный пить чужую кровь, чтобы заглушать чувство голода. Но если жаждой крови еще можно как-то управлять, то с нахлынувшей страстью к замужней женщине бывший праведник совладать не в состоянии. Один грех влечет за собой другой, и священник вскоре становится убийцей. «Мы звери, поедающие людей, разве лиса грешит, поедая цыпленка?» — рассуждает его обращенная в вампира любовница. Только герой слишком человечен, чтобы для него все было так просто. Необычная и даже шокирующая корейская притча объединила в себе множество различных жанров от комедии до фильма ужасов, доказав тем самым, что вампир хорошо смотрится в любом кино.